09:00
erid: 2SDnjev8HZ1

«Само пространство располагает к экспериментам»: трубач и дирижёр Владислав Лаврик о Соборе на острове Канта

  1. Калининград
Фото: предоставлены Кафедральным собором
Фото: предоставлены Кафедральным собором.

В Кафедральном соборе продолжается фестиваль «Шедевры мировой классики». Открыли его Владислав Лаврик, Дмитрий Илларионов и Хироко Иноуэ — труба, гитара и орган. Академическую музыку для такого состава почти не пишут, да и артисты выступили вместе впервые. Почему именно здесь и как собирают такие программы? После концерта трубач и дирижёр, заслуженный артист России Владислав Лаврик пообщался с «Бродвеем» о Кафедральном соборе и экспериментах.

— Совсем недавно, в Международный день музыки, вы дали концерт в соборе вместе с Дмитрием Илларионовым и Хироко Иноуэ, представив программу Trivium. Почему выбрали это место?

— Поскольку я духовик, мне очень интересно искать новые краски в сочетании с трубой. Мы уже попробовали выступать с трубой и органом, сочетать орган с другими духовыми инструментами. Когда я планировал Trivium, я слышал именно этот зал, именно эту акустику, сцену и орган. Мы продумывали каждый шаг, каждую секунду, каждую тональность, кто, когда и где вступает. И всё это вместе сложилось в яркую, оригинальную программу.

— Чем вас привлекает Калининград и Кафедральный собор в частности? Что мотивирует возвращаться снова и снова?

— Кафедральный собор — один из интереснейших залов на территории нашей страны. Мне кажется, сейчас это одна из основных концертных площадок. Мои друзья, которые работают по всему миру и по России, каждый раз возвращаются сюда с новыми идеями. Собор обладает уникальной акустикой и вмещает довольно большое количество людей. Именно здесь я люблю представлять необычные задумки — само пространство располагает к экспериментам. И это не только потому, что зал акустически особенный и успел стать культурным центром, но и потому, что сейчас этой точкой нашей концертной географии руководит моя замечательная подруга Вера Таривердиева. В связи с этим я могу предлагать ей идеи, которые нигде до этого не представлял.

— Замечаете ли вы изменения в соборе с каждым концертом? Что меняется, а что остаётся неизменным в ваших глазах?

— Могу сказать, что каждый придуманный концерт — это новое культурное событие, новая музыкальная подача или её оформление. Однажды я выступал в соборе со своим брасс-квинтетом Российского национального оркестра — прямо из окна играл приветственную мелодию фестиваля. Для концерта Trivium мы придумали разные формы подачи музыкального материала, и под наши запросы представили все решения: команда помогла настроить смену света, сделать подзвучку гитары, которая была необходима для некоторых произведений. В общем, каждый раз это какая-то трансформация под конкретный концерт. И я вижу, что это всё отзывается у слушателей. Мы действительно находим новые краски, новые сочетания — не только звука и инструментов, но и сочетания акустики зала, световых и визуальных решений. Всё постоянно меняется, но неизменными остаются гибкость площадки и отзывчивость людей, которые там работают.

«Само пространство располагает к экспериментам»: трубач и дирижёр Владислав Лаврик о Соборе на острове Канта - Новости Калининграда

— Можно сказать, что Кафедральный собор — непосредственный участник всех событий. Что ещё вы хотели бы реализовать в его стенах?

— У меня много идей. Конечно, здесь нужно по максимуму использовать орган. Мне интересно было бы провести там свой фестиваль, который я делал много лет, Brass Days, — концерт в Кафедральном соборе мог бы стать его центром. Я представляю, что в нём будет участвовать очень много духовых инструментов, несколько брасс-квинтетов, духовые коллективы, которые будут обрамлять этот собор. Мне кажется, именно в этом зале можно искать новые тембры, сочетания нескольких инструментов вместе с органом, с трубой, со скрипкой, с гитарой, с арфой. В зале, где потрясающе звучит любой инструмент, хочется слышать их разнообразие.

—  Несколько лет назад, когда фестиваль «Территория мира — Территория музыки» ещё не был самым крупным опен-эйром академической музыки, а частично проходил внутри собора, вы в нём участвовали. Можете ли оценить, как изменился фестиваль за это время? Насколько удачен, на ваш взгляд, новый формат?

— Даже в имени этого фестиваля заложены его большие возможности. И вокруг этого собора, и внутри него мы делали экспериментальные выступления. Я сам играл и в составе брасс-квинтета, и соло, и с другими музыкантами на сцене. Глядя на собственные выступления и концерты моих коллег, я уверен, что фестиваль развивается и движется в правильном направлении: поиска, задавания вопросов, рождения новых звуков, новых гармоний и, конечно, новых ощущений — для слушателей и для исполнителей.

В Калининграде представят новогоднее шоу «Пиф и Лира: ёлка на воде» с акробатами и флайбордистами
Читать