Четырёхлетнего Марка Зубанова из Калининграда, тазобедренные суставы которого разрушились из-за редкого заболевания, в ноябре начнут лечить в Чебоксарах. Имела ли в его случае место врачебная ошибка, всё ещё выясняется, рассказала «Клопс» мама мальчика Евгения. Ситуация на контроле у областной прокуратуры, СК и уполномоченного при президенте РФ.
Во вторник, 28 октября, семья получила приглашение из Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования в Чебоксарах. Марку предстоит обследование и хирургическое вмешательство, которое, возможно, станет началом восстановления его ТБС.
Консервативное лечение, на которое надеялись летом, к сожалению, результата не дало. Хрящи не сращиваются.
«Гипс ему сняли, — рассказывает мама, — ножки как плети, слабенькие, тоненькие. Меня чуть не разрывало от боли...»
Как объяснил матери по телефону врач из Чебоксар, Марку необходима операция, федеральный центр предоставил квоту. Мальчику удалят отмершие участки тканей, восстановят кровоток в бедренных костях. А далее будут оценивать возможность наращивания искусственных головок. Тогда есть шанс избежать полной замены сустава.
Сейчас Марк постоянно находится в специальном ортопедическом приспособлении — шине Виленского, которая удерживает его ножки в разведённом состоянии. Вынужденная неподвижность для активного мальчишки — большая проблема.
«Марк очень хочет ходить! — говорит мама. — Втихую пытается прямо в шине Виленского, хотя он сейчас в ней двадцать четыре на семь, только для мытья снимаем. Но нельзя».
Кроме того, у матери и сына взяли на анализ образцы тканей в медико-генетическом научном центре им. Бочкова в Москве. Там попробуют выяснить, обусловлена ли его болезнь генетическими причинами. Но это процесс очень долгий, на него может уйти около года.
Разбирательство продолжается
Правовые вопросы тоже пока своего ответа не получили. По словам Евгении, после публикации в «Клопс» она побывала на приёме в областном минздраве, Марк получил направление и прошёл курс реабилитации в Центре медпрофилактики в Калининграде. Участие в судьбе мальчика принял и уполномоченный при Президенте РФ.
«Я записалась на приём ещё в июне, — рассказывает Евгения, — и 9 октября сама летала в Москву. Меня выслушали очень внимательно, сразу связали по видео с Главным управлением СК и после отправили со всеми документами туда к ним, моё заявление приняли. Уже 13 октября мне позвонили из СК Московского района и пригласили на беседу. Следователь пояснила, что они могут взять наше дело на расследование. Дело за прокуратурой — они должны материалы передать СК».
Марина Шапошникова, председатель КРО Лиги защитников пациентов, которая поддерживает Зубановых, считает, что матери необходимо продолжать отстаивать интересы, свои и несовершеннолетнего сына.
«Сейчас, с учётом тех материалов, которые уже собраны, вносим корректировки и готовим заявление в прокуратуру Московского района Калининграда с просьбой представлять интересы несовершеннолетнего и матери в суде, — рассказала Марина Шапошникова. — На мой взгляд, пока мы сталкиваемся с отсутствием желания у представителей органов следствия предметно и оперативно заниматься рассмотрением материалов. Предполагаю, что это последствия декриминализации врачебных ошибок (исключение ст. 238 УК РФ) и отсутствие практики».
Кроме того, сейчас направлено заявление в ТФОМС о проведении реэкспертизы качества медицинской помощи, оказанной ребенку врачами детской поликлиники.
«Мы указали, что это должна быть мультидисциплинарная экспертиза качества, с привлечением нескольких специалистов: травматолога, рентгенолога, физиотерапевта, хирурга, — говорит Марина Витальевна.
Желательно, из других регионов — для максимальной объективности».
Даже если ошибка будет доказана, вероятность привлечь медиков к какой-то уголовной ответственности невелика, полагает защитница. Однако перспективы гражданского иска она, исходя из своего опыта, оценивает как вполне реалистичные.
«Верный диагноз поставлен уже на этапе полного разрушения тазобедренных суставов. У меня есть практика защиты прав несовершеннолетних, когда прокуратура инициирует дело в гражданском суде. Из тех документов, которые я вижу, понимаю, что шансы есть», — подытожила эксперт.
Суставы мальчика пострадали из-за болезни Пертеса — это детское ортопедическое заболевание, при котором нарушается кровоснабжение головки бедренной кости.