На днях в Калининградской области завершились вторые сборы созданного в феврале подразделения боевого армейского резерва. Эти 300 мужчин ещё вчера были просто гражданскими: провожали в школу детей, пели в ансамбле, строили корабли. Сегодня они надели каски и бронежилеты. О том, как и почему обычные люди приходят в тероборону, рассказали «Клопс» бойцы БАРС-39.
Берите хоть в рядовые
Виктор Листопадов — начальник отдела режима завода «Янтарь» и он же — начальник психологической службы калининградского БАРСа. Подполковник больше 30 лет служил в органах госбезопасности, в 2017 году ушёл в отставку.
«Когда я узнал, что у нас будет подразделение БАРС, я подался одним из первых, — рассказывает он. — Я родился и вырос в Калининградской области. Это раз. Мой дед тут воевал, первый Прибалтийский фронт. Вот это всё наше побережье. И когда мы оказались за тремя границами, изолированные практически, я знал: наша безопасность прежде всего в наших руках.
А я в кабинете никогда не сидел, опером начинал. Всегда с оружием, пистолет вот тут...»
Это было не единственной причиной. С начала СВО Листопадов успел потерять нескольких близких людей.
«Мой воспитанник, сын друзей, ему было предложено поехать [за рубеж] советником, — рассказывает офицер, — он отказывается. Мы даже не знали! Пишет рапорт, уезжает на Украину. И погибает в сентябре 2022 года под Красным Лиманом. Они держались там неделю, их закидали просто дронами.
И второй мой друг погиб, товарищ мой Алексей Катериничев, герой России. Мы вместе с ним служили более 10 лет, общались очень тесно. Для меня, когда этот призыв пошёл, сидеть здесь ровно на месте было нереально.
Я сразу военкому сказал: я умею всё. Мне не нужны эти звезды на погонах. Берите хоть в рядовые».
Вот так 63-летний офицер снова надел камуфляж. Он прошёл медкомиссию, получил новый военный билет и приступил к исполнению воинской обязанности в звании подполковника запаса.
Когда Виктора Викторовича попросили рассказать сотрудникам предприятия, что появилась возможность стать участником теробороны, он взял агитацию в свои руки. Случайно услышав, как кто-то предлагает вступать в БАРС-39 ради доплаты в 2,5 тысячи в месяц, он воспринял это как нелепость.
«Я говорю, нет, неправильно! — вспоминает Листопадов. — Люди получают хорошую зарплату. Мотивация тут другая! Нужно зайти в цех, спросить ребят: вот, мы здесь живём, работаем. А вдруг придётся нам защищать наш завод, наши семьи. Вы готовы? Не все отозвались. Готовы были только 40 человек. Но это — осознанный выбор».
Калининградская область стала пятым регионом России, где было под руководством губернатора и при содействии Минобороны создано подразделение армейского резерва. В БАРС-39 сейчас формируется мотострелковый полк, который носит номер 1004. Уже сейчас в нём числится более 300 человек, из них 40 — действующие сотрудники «Янтаря». Основная задача — обучение, практические тренировки и военные сборы личного состава.
Контракт с БАРС подписывают на три года. Немало среди резервистов бывших военных, которые, как и Листопадов, форму ощущают второй кожей. Но есть и те, кто не проходил даже срочную службу в юности. Сейчас, в свои 35, 45, 50 лет они по-новому осознают, что в жизни главное. Чуть больше полусотни дней в году, которые им предстоит провести на полигоне, заставляют открывать что-то новое в самих себе.
Новобранцы и ветераны
Евгений Михин, 48-летний руководитель проекта управления военно-технического сотрудничества, на «Янтаре» занимается постройкой кораблей для ВМФ Индии. С БАРС-39 он подписал контракт как рядовой. Не мог оставаться в стороне, когда Родине грозит опасность.
Сомнения были, — мягко улыбается Евгений. — Сомневался, пройду ли медкомиссию. Всё-таки возраст уже. А вступать или нет — не сомневался вообще.
Я в армии не служил, сначала университет, потом семья, дети маленькие, отсрочка была... Всегда чувствовал, что чего-то не хватает. И вот так случилось, что Родина дала такую возможность — исполнить свой долг».
Конечно, здоровье и физподготовка важны. Но это не всегда решает дело. «Всё рассматривается индивидуально, — объясняет Виктор Листопадов. — Пусть ты не сдашь норматив, не сможешь отжаться 30 раз. Если ты готов морально — уже хорошо. Мы научим. Главное — желание. Если оно есть, если боец подготовлен и управляет своими эмоциями, то он сильнее любого танка».
Несколько раз в год резервистов призывают на полевые сборы. Учения продолжаются около двух недель. Тем, кто оказался в армии впервые, иногда приходится непросто.
Евгений, подписавший контракт только в августе, вспоминает, что накануне первого выезда очень переживал.
«В нашем подразделении в основном уже ветераны, — говорит он. — Многие из них принимали участие в боевых действиях. У многих офицерские звания. Естественно, для них такие вещи, как наряд или чистка оружия, стрельба, отработка задач на полигоне, это всё элементарно. А мы...»
Но оказалось, что опытные товарищи рядом — это не подгоняющий кнут, а плечо друга. Бывалые бойцы спокойно посвящали новичков во все премудрости — начиная от того, как разбирать автомат и держать строевой шаг и заканчивая подгонкой бронежилета. Обучали новобранцев и инструкторы Балтийского высшего военно-морского училища: всё подробно объяснялось и чётко контролировалось.
А вообще на полигоне всё происходит так быстро, что испугаться сложностей бойцы просто не успевают. На последних сборах ребята проходили обучение по военным специальностям, участвовали в тактических играх, стрельбах, марш-бросках, совершенствовались в работе с техникой и оружием. Подготовка — как у действующих военных.
«Мы штурмовали блокпост, обороняли позиции, вели огонь из всего, что есть. Против нас были достойные оппоненты, но мы их взяли. Всё по-настоящему», — говорит подполковник Листопадов.
Становимся единым целым
Резервист Владимир Хохлов — в обычной жизни ведущий инженер по организации труда. Ему 36 лет. Человек сугубо мирный, на «Янтарь» пришёл практически сразу после университета. Он тоже не служил по призыву из-за проблем со зрением. А теперь стал командиром орудия, самоходной артиллерийской установки «Мальва».
«У меня тяга к военному искусству была всегда, — рассказывает Владимир. — Я в погран-классе учился, там мы немножко из автомата стреляли, противогаз носили. И вот моя нереализованная детская мечта во мне сейчас ожила».
Но с таким крупным орудием, это ж 152-миллиметровая гаубица самоходная, у меня, конечно, опыта не было!»
«Семиметровая махина» внушала поначалу оторопь, но сладить с ней удалось достаточно быстро. Сейчас Владимир чувствует себя в её кабине так же уверенно, как в кабинете родного завода.
«Это быстро проходит, — улыбается он. — Знаете, когда совершается первый выстрел, там уже нет разделения на команду и орудие. Мы становимся каким-то единым целым. Все друг друга с полуслова понимают, кто что должен делать, и все заточены на результат».
О том, что на сборах бойцы скоро начинают чувствовать себя цельным организмом, говорят все. Просто всеми движет одна общая мысль. Одно общее желание.
«Все люди пришли туда сознательно, добровольно, — рассказывает Хохлов. — Нет такого, что кто-то с плохим характером, кто-то с хорошим. Все хотят быстро обучиться, быстро встать на защиту нашей Родины.
Просто у нас территориальное расположение такое, страны НАТО нас окружают, и поддержки ждать особо неоткуда.
Поэтому надо мобилизовывать внутренние резервы. Мы должны защищать свою семью, своих родных и близких, своё производство, свой родной Янтарный край».
Мы будем первыми
На первый взгляд, в жизни резервистов от сборов к сборам ничего не меняется. Они так же ходят на работу, помогают жёнам, заботятся о детях. Конечно, мальчишки гордятся такими отцами.
Вопреки бытующему мнению, на СВО «барсовцев» автоматически не отправляют. Конечно, если кто-то сам желает заключить контракт, для этого нет никаких препятствий, даже напротив: пройденная подготовка станет плюсом. Но это необязательно. Зато в гражданской сфере многие получают новые шансы себя реализовать.
«Они становятся увереннее, — говорит Листопадов. — Их с руками — с ногами в любую охрану берут. Появляется стимул развиваться. У них есть допуск к оружию, они понимают, что это такое. Любой работодатель как узнаёт, что парень с БАРСа — иди, парень, сюда!»
Но и это ещё не главное. Гораздо важнее, считают мужчины, то новое, совсем незнакомое ощущение, с которым они теперь смотрят на мир.
«Сам взгляд на жизнь как-то поменялся, — говорит Евгений Михин. — Во-первых, это боевое братство, новые друзья. И ещё один момент...
Я теперь смотрю на гражданского и понимаю: если придёт боевой приказ, мы будем первыми, кто встанет на защиту.
Когда ты военный, ты смотришь на гражданского человека, и чувство возникает, что ты несёшь ответственность. За его жизнь, за его спокойствие».
Гимн подразделения БАРС-39
Виктор Листопадов написал его по дороге с полигона. Теперь композицию исполняет вокальный ансамбль «Ритмы Янтаря». Презентация песни-марша состоялась во время последних сборов, завершившихся 16 сентября.
Участники первой волны сборов весной проходили подготовку на полигоне Хмелёвка. Губернатор вручил резервистам шевроны и поздравил с началом занятий.