13:05

На Дальнем Востоке поймали больше 320 тысяч тонн лосося — но шансов на дешёвую икру для калининградцев нет

  1. Калининград
На Дальнем Востоке поймали больше 320 тысяч тонн лосося — но шансов на дешёвую икру для калининградцев нет - Новости Калининграда | Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»
Фото: Александр Подгорчук / Архив «Клопс»

На Дальнем Востоке к середине сентября выловлено свыше 320 тысяч тонн лосося. Это уже больше, чем планировалось изначально, хотя до конца путины ещё два с лишним месяца, сообщает Росрыболовство. Ждать ли калининградцам снижения цен на красную рыбу и икру, прокомментировал «Клопс» председатель КРОО «Союз предпринимателей рынков» Павел Черных.

После провального сезона 2024 тихоокеанские рыболовы в этом году идут на рекорд. По данным Росрыболовства, на Камчатке, в Хабаровске и в других регионах ДФО уже выловлено больше 222 тыс. тонн горбуши, 46,3 тыс. тонн кеты, 42,7 тыс. тонн нерки, а также порядка 9 тыс. тонн кижуча, чавычи и сима. Путина настолько успешна, что прогнозируемый вылов увеличивают на 42,8%, до 444,96 тысяч тонн.

Впрочем, если в прошлом году самый низкий за последние 20 лет улов спровоцировал рост цен на красную икру и рыбу, то и обратная ситуация их падения не обещает, считает калининградский эксперт.

«Маловероятно, что цены хоть как-то изменятся в лучшую сторону, — говорит Павел Черных. — Система ценообразования мало зависит от промысловиков, если честно, больше — от тех, кто у этих промысловиков рыбу закупает». 

Промысел обычно выкупают заранее по предоплате. Поэтому все вопросы динамики цен отдаются на откуп крупным игрокам, а они не заинтересованы в снижении.  

Впрочем, рыбаки тоже вынуждены блюсти свои интересы, они, как и сельхозпроизводители, «играют в долгую», вынуждены загодя закладывать средства на развитие и риски. Похожая ситуация, по мнению эксперта, сложилась на калининградском рынке с нашими местными треской и корюшкой. 

«У нас, например, очень часто возмущаются по поводу корюшки, которая сейчас появляется раз в четыре года в более-менее нормальном объёме, — пояснил председатель СПР. — Люди недовольны, что промысловики с них берут втридорога. А они просто пытаются хоть как-то заработать, чтобы потом следующие годы продержаться». 

На Дальнем Востоке поймали больше 320 тысяч тонн лосося — но шансов на дешёвую икру для калининградцев нет - Новости Калининграда | Иллюстрация: Алиса Игонина / «Клопс» / Midjourney
Иллюстрация: Алиса Игонина / «Клопс» / Midjourney

Второй нюанс, по мнению Черных, заключается в том, что 90% торговой накрутки на данный момент — это вообще не та вилка, которую дают производители в случае плохого или хорошего вылова. Главная проблема — крайне дорогая и многоступенчатая логистика. По дороге от траулера до потребителя, от крупных оптовиков к мелким, рыба дорожает многократно. 

Весомый фактор — и подорожание топлива, что влияет и на расходы промысловиков, и на логистику, и на энергообеспечение хранения. Высоки и арендные ставки — как торговых объектов, так и складов.

Влияет на ситуацию и отсутствие конкуренции, и низкое предложение, и в целом государственная политика по отношению к малому и среднему бизнесу. В последние годы, считает эксперт, условия для работы стали только сложнее: штрафы, налоги и пени растут, это не может не сказываться на ценниках.

А рыба — крайне сложный и специфичный товар, и в 90% случаев работают с ней именно представители рыночной торговли и мелкооптовые фирмы.

«Сам стиль торговли крупных сетей не позволяет работать с рыбой, — объяснил эксперт. 

Некоторые думают, что ты на Дальнем Востоке купил партию мороженого лосося, привёз сюда, кинул в холодильник, и она может храниться до бесконечности, но это глубокая ошибка». 

Это всегда небольшие партии, которые позволяют учитывать сложности с хранением, ведь при малейшей дефростации товар безвозвратно портится. Так что торгуют рыбой только те, кто может позволить себе сосредоточиться непосредственно на этом продукте, беречь его, правильно транспортировать.

Впрочем, при всей нерадостной картине падения спроса на красную рыбу и икру Павел Черных не ожидает. Вернее, спрос, по его наблюдениям, упал ещё около трёх лет назад. В настоящее время красная икра окончательно перешла в категорию предметов роскоши.

«Люди, которые покупали икру по пять-шесть тысяч, купят и по десять, — говорит он. — Те, кто брал её раз в год перед праздниками, как деликатес, тоже не жалеют денег. Остальные же просто ушли с рынка».

Добыча красной рыбы в 2024 году сократилась в два раза, упав до 250 тыс. тонн — это самый низкий показатель за последние 20 лет. Ситуация вызвала резкий рост цен на икру и лосося.