Август в Калининграде выдался особенно киношным. Фестивали и конкурсы творческой волной хлынули в регион. Одно из самых ярких событий — финальный этап Национального открытого чемпионата творческих компетенций ArtMasters, который прошёл здесь, в Калининграде, при поддержке АНО «Фестивальная дирекция» и регионального Министерства по культуре и туризму в компетенции «Операторы кино и ТВ». Вот такое громкое и длинное название. Надо признать, вполне оправданное. Ведь творческие компетенции ребята демонстрировали каждую минуту. Но обо всём по порядку.
— Приходи в 15:30 на Пацаева. Как раз не попадёшь в обеденный перерыв, — направляет меня Александра из «Фестивальной дирекции».
На Пацаева. В 15:30. Интересно, на улице Пацаева или на корабле… Ладно, разберусь.
— Никакой это не корабль! Это судно! Су-дно! Научно-исследовательское! — поправляет меня экскурсовод, Юрий Гумовски.
Мы идём по проходу внутри огромного железного зверя. Ощущение, будто сейчас он оживёт, встрепенётся, заворочает своими металлическими внутренностями и уйдёт по течению далеко-далеко. Прочь от берега, навстречу приключениям. Но пока этот гигант спит у причала Музея Мирового океана с 2001 года. Тем не менее продемонстрировать его дух и былую славу решили организаторы чемпионата «АртМастерс». Тeма нового сезона — «Сохраняя традиции, создаём будущее». Сценарий был написан так, чтобы каждый мини-фильм от каждого участника в финале был представлен как цельный проект. Короче говоря, 10 операторов, 10 новелл, 5 съёмочных дней, 1 большой итог. Обо всём этом мне рассказывает Елизавета Колесникова, менеджер компетенции «Оператор кино и ТВ». Был предложен целый список локаций в Калининградской области для проведения чемпионата. Но судно настолько очаровало организаторов, что единогласно было решено: «Космонавт Виктор Пацаев»!
— Мы решили показать, что оно живёт, что здесь присутствуют воспоминания.
— То есть вы хотите донести до зрителя, что у судна есть душа, — делаю я логический вывод.
— Всё так. А вот Иван. Он вам всё расскажет.
И с этой фразы начинается моё путешествие по научно-исследовательскому судну «Космонавт Виктор Пацаев».
Главное, не потеряться. Проходы, каюты, служебные пространства. Всё такое узкое и миниатюрное. Эдакий маленький город в стране великанов. А мы, как лилипуты, пробираемся к рулевой рубке. Смотреть, как работают профессионалы. Стараюсь держаться на минимальном расстоянии от своего проводника, не хотелось бы заблудиться тут. Интересно, клаустрофобией никто из участников не страдает?
— Это операторская работа. Хочешь не хочешь, а идти надо. Тут не до страхов, — отвечает эксперт, Иван Поморин, бодро вышагивая впереди.
Поднимаемся. Все что-то носят, что-то передвигают. Миллиметр влево, полсантиметра назад, и свет светит как надо. Огромная установка, в центре которой находится камера, опускается на плечи хрупкой рыжеволосой девушки. Это одна из участниц. Анастасия Колененкова из ВГИКа. В глазах уверенность и полное погружение в работу. Чёткими указаниями она расставляет гаффера и актёра, командует: «Снимаем!» Мальчик с фотоаппаратом в руках делает полшага в сторону от камеры. И замирает. «Давай ещё раз, только взгляд повыше!» Сцена повторяется. Ещё раз. И ещё. Такой крохотный кадр, но как же важно выжать из него максимум. Впрочем, как и из остальных. Хронометраж каждой новеллы — около трёх минут. А съёмочный день длится 11 часов. Нужно ли говорить о щепетильном подходе к искусству? Каждая сцена — фраза. Она должна быть чёткой и ясной каждому. Вот ребята и трудятся, не замечая времени и усталости.
Арина:
— Мы погружаем всех участников в абсолютно равные условия — смены, команды, оборудование. Но их 10, а дней всего пять. Поэтому нам пришлось клонировать главного героя. Кастинг-директора, мы сломали систему, и у нас один актёр снимается в двух разных местах одновременно! Ха! — заявляет эксперт Иван Поморин.
Что, простите? Это как?
Оказалось, что такое простое и одновременно гениальное решение — пригласить на съёмки братьев-близнецов, сделало чемпионат в этом году особенно выдающимся. Уж теперь-то условия у всех ТОЧНО одинаковые.
— Потише! Съёмка идёт.
— А пойдёмте, я вам покажу гидроразбиватель, — шёпотом заявляет экскурсовод Юрий.
Что бы это могло значить? В любом случае спорить с решением активного Юрия мне не хочется.
— Экскурсия по судну от Юрия — уже традиция для каждого новоприбывшего. Кого-то эта участь настигает по несколько раз, — улыбается мне Лиза.
Спустя две минуты мы пробираемся ниже ватерлинии — смотреть гидроразбиватель.
— Юрий, мне всегда было интересно: а как матросы сбегают вниз по лестницам и не падают?
— А вот так!
Юрий ловко перескакивает через несколько ступенек, держась руками за поручни. Его голова проносится в сантиметре от верхней лестницы. Ну совсем как мальчишки в школе перепрыгивают лестничные пролёты, рискуя споткнуться или задеть тяжёлую конструкцию сверху!
И вот мы под водой. Экскурсовод демонстрирует все невероятные закоулки нижней палубы. Стараюсь внимательно слушать и запоминать все исторические нюансы. Через 10 минут я понимаю, что осознание того, что мы находимся уже под водой внутри старого, пусть и тщательно проверяемого судна, начинает на меня неприятно давить.
— А пойдёмте наверх, — стараясь скрыть испуг в голосе, прошу Юрия.
— Да, давайте я провожу вас до второй участницы! В командный пункт!
Фух, наконец-то видно небо из иллюминатора.
В командном пункте работа кипит не хуже, чем на капитанском мостике. Здесь главная — девушка из ГИТРа. Её зовут Алла Попова.
Она стоит молча, уперев руки в боки и, кажется, погружена в неведомые творческие думы. Все вокруг, как по команде, меняют оборудование, что-то обсуждают.
— Вы Алла? Я посмотрю за процессом? — выдёргиваю я её из размышлений.
Она кажется удивлённой, но взгляд не менее решительный, чем у Анастасии.
— Да, конечно. Мы скоро начнём.
Иван появляется рядом и комментирует происходящее. Засыпаю его вопросами. Вот тезисная информация о происходящем: сейчас идёт четвёртый день финального этапа, всего этапов было три. Сначала участников было около 1000, потом 100, сейчас 10 лучших из лучших борются за призовые места. Пять съёмочных смен должны произвести 10 роликов, которые будут отсматривать не только жюри, но и независимые эксперты и сторонние зрители.
— Это не спорт. Не плавание, не бег. Это же творчество, его очень сложно оценить и вычислить первое место.
— А у вас есть фавориты? После чемпионата вы им об этом говорите? Утешаете? Подбадриваете на дальнейшую работу, если они не побеждают?
— Конечно! Для нас важно, чтобы каждый участник осознавал свою ценность и продолжал заниматься творчеством. Здесь нет проигравших. Зрители выбирают тех, кто им больше понравился.
Часто мы с ними не согласны, но мы не можем на это повлиять. Это честная борьба.
Помимо актёров-близнецов меня удивил факт, что свои роли в новеллах исполняет действующий экипаж судна. Буквально полное погружение!
Сценарий, локации. Как много деталей, которые нужно учесть в такой необычной обстановке. Безумно интересно и захватывающе.
Поднимаемся.
— Вас проводить до выхода? — материализуется рядом Лиза.
— Да нет, я вроде запомнила путь.
— Если что, попросите кого-то из команды связаться со мной по рации, — исчезая в проходе, говорит совсем юная менеджер компетенции.
Напоследок делаю пару фотографий с капитанского мостика на память. Хотя такое приключение трудно забыть. Спустя пару минут я уже стою на набережной реки Преголи и смотрю наверх, высоко, на рулевую рубку, где всё ещё создаётся искусство. И будет создаваться до самого позднего вечера. Здорово быть человеком, связанным с киноиндустрией. Видеть больше. Это люди, знающие и любящие свою профессию. Настоящие творческие личности. И отчётливо видно, что дело совсем не в призовом фонде, который составляет 36 миллионов рублей. На этом конкурсе они сражаются за идею. За возможность проявиться и показать всей стране, на что они способны. А способны они на многое, я в этом убедилась.
Какой фильм победил, мы узнаем уже в конце сентября, со сцены столичного Большого театра, когда пройдёт церемония награждения. А пока я подпишусь на группы «Фестивальной дирекции» — глядишь, тоже удастся принять участие в кино.