В Калининградской области за последние полтора года случилось несколько сотен ДТП с возрастными водителями. Много ли это и стоит ли ограничивать доступ к управлению авто людям 65+, читайте в материале «Клопс».
Что говорит статистика
Согласно официальным данным, доля пожилых водителей в дорожных происшествиях невелика. В Калининградской области водители в возрасте 65 лет и старше фигурируют едва ли в каждой десятой аварии.
В выборке зарегистрированных инцидентов роль таких шофёров упоминается примерно в нескольких сотнях случаев, что составляет считаные проценты от общего числа аварий по вине водителя. Для сравнения, самыми «аварийными» обычно проявляют себя более молодые категории: по оценкам экспертов, максимальное число ДТП совершают люди 30–40 лет. Таким образом, автолюбители из старшего поколения не лидируют в статистике ДТП региона.
При этом большинство возрастных участников аварий — это «молодые пожилые», которым в пределах 65–75 лет. Встречаются единичные случаи, когда за рулём в момент происшествия находился человек старше 80 лет (хотя в калининградской статистике упоминается даже случай с мужчиной 94 лет).
Однако такие эпизоды — исключение. Основной поток «возрастных» ДТП приходится на водителей пенсионного возраста, до 70–75 лет. При этом гендерный состав заметно смещён в сторону мужчин: примерно четверо из пятерых пожилых, попавших в аварии — мужчины. Это частично объясняется тем, что среди нынешних немолодых автовладельцев доля мужчин исторически выше. Женщины за рулем в этой возрастной группе встречаются реже, хотя и они присутствуют в статистике (как правило, не превышая 20–25% случаев по категории 65+).
Как часто происходят такие инциденты?
Число водителей 65+ среди участников ДТП за последние пару лет достигает нескольких сотен. Для сравнения, среди людей средних лет и молодёжи счёт виновников и пострадавших идёт на тысячи. В динамике резкого всплеска аварийности у пожилых тоже не наблюдается.
Но специалисты отмечают, что с общим старением населения число автовладельцев преклонного возраста постепенно растёт. В федеральной статистике на долю водителей старше 60 лет приходится порядка 13% всех ДТП; в Калининградской области показатель для 65+ еще ниже.
Однако вопрос того, безопасна ли ситуация, когда за рулём — люди старшего возраста, считать однозначно решённым пока нельзя. Медицинские и поведенческие факторы способны влиять на вероятность аварий. Правда, водители, обладающие десятилетиями опыта, зачастую компенсируют издержки здоровья сниженными скоростями и более осторожным стилем езды.
Но с другой стороны, нельзя оставить за скобками естественное ухудшение реакции, зрения, подвижности. А всё это может сказаться на способности вовремя принять решение и предотвратить аварию. Кроме того, исследования показывают, что последствия ДТП у водителей старших групп тяжелее — из-за хрупкости организма травмы и летальные исходы случаются чаще.
Мнение эксперта
По словам автоюриста Алексея Нестерова, проблема требует взвешенного комплексного подхода. Он отмечает, что за рубежом давно обсуждают меры для обеспечения безопасности пожилых за рулём.
«Просто отнимать права по достижении определённого возраста — грубое и неэффективное решение, — считает эксперт. — Опыт показывает, что многие водители 70+ сохраняют отличные навыки и попадают в аварии реже молодых. Но мы не можем игнорировать медицинские показания».
Оптимальный путь — регулярные медосмотры и переосвидетельствование для пожилых водителей. Это поможет вовремя выявлять проблемы со зрением, быстроту реакции, здоровьем в целом. Если человек нормально себя чувствует, адекватен и способен безопасно управлять — почему отказывать ему в праве на мобильность?
Пожилые люди тоже хотят быть самостоятельными и активными мобильными участниками жизни», — говорит юрист.
Эксперт уверен, что тем, у кого возникают трудности, можно предложить адаптационное обучение — специальные курсы вождения для пожилых, обновление знаний ПДД, тренировки реакций. В ряде стран такие программы практикуют, и это даёт результат. Главное — не допустить дискриминации по возрасту, но и не пустить ситуацию на самотёк.
«Внимание врачей, семьи и самих водителей к своему состоянию — ключевой фактор. Мы все заинтересованы, чтобы на дорогах было безопасно, а пожилые водители при необходимости вовремя получали помощь и оценку своих возможностей», — считает Нестеров.