Неприязнь в одни ворота
Начало недели ознаменовалось очередным скандалом с Литвой. Решение этой страны запретить пересечение границы с Беларусью на мотоциклах рикошетом ударило по калининградским байкерам. Они лишились права ехать транзитом в «большую Россию», несмотря на наличие упрощённого транзитного документа.
Мотоциклисты пытались получить разъяснения у литовских властей, но те до сих пор отмалчиваются. Власти Калининградской области, которым начали жаловаться жители, обратились в МИД России. Российское внешнеполитическое ведомство тоже пока никак не реагирует на ситуацию.
Региональное правительство и посольство РФ в Литве рекомендовали байкерам пока воздержаться от поездок в Литву. В принципе, такая поездка возможна только до Кибартая, где мотоциклистов, несмотря на все документы, разворачивают назад, инкриминируя надуманные нарушения.
Несчастные байкеры, которых вмиг подвергли дискриминации, обратились с жалобой сразу к президенту Владимиру Путину. По их словам, если проблему не удастся решить дипломатическим путём, они хотели бы получить право бесплатно перевозить свои агрегаты паромами или железной дорогой. Бесплатно, потому что отправка мотоцикла морем обходится порядка 30 тысяч рублей в одну сторону. Плюс билет для водителя, потому что один байк перевезти нельзя.
По большому счёту, вариант с перевозкой мотоциклов морем или в вагонах — это, конечно, страусиная позиция. Это может быть расценено как показатель слабости. Ведь тогда в сопредельном государства могут попробовать вообще запретить транзит автомобилей. А что: раз проглотили с мотоциклами, то с машинами тоже проглотят, не так ли?
Терпит же Россия совершенно издевательский лимит в 300 пассажиров поезда на калининградском направлении. Это ограничение было введено Литвой в разгар пандемии коронавируса. При этом сокращать количество вагонов было нельзя, чтобы люди ехали свободно, не кучкуясь, и могли уберечься от заражения.
Ковида уже давно нет. И количество вагонов давно сократили — теперь их всего девять. А лимит остался. Понятно, что к противоэпидемическим мерам эти ограничения не имеют никакого отношения.
А что тогда? В региональном Агентстве по международным связям считают, что эти действия Литвы не что иное как козни. Желание навредить назло. И с этой точкой зрения трудно не согласиться.
Остаётся понять, в чём причина этой вредности. Нельзя же всерьёз считать, что все литовцы взяли и стали «такую личную неприязнь к россиянам испытывать, что кушать не могут».
Калининградцы ещё помнят, как здорово было ездить в Литву: в Друскининкайский аквапарк, в Тракайский замок, на пляж Паланги, в Клайпеду или просто в Ниду — погулять, поесть цеппелинов и попить вкусного пива. И никакой неприязни от местных жителей туристы сроду не ощущали.
Примечательно, что пока негатив идёт в одни ворота. Калининградцы неприязни по отношению к соседям не испытывают. Например, местные хлебозаводы по-прежнему выпускают продукцию с литовскими названиями, и никому в голову не приходит объявлять бойкот буханке ржаного.
Более того, в местном истеблишменте по-прежнему очень влиятельны представители литовской общины. Они занимают ответственные посты, и никто даже не намекает, что их надо как-то дискриминировать из-за их национальности.
Правда, влиятельные калининградские литовцы никак не проявляют свою позицию в ситуации, когда их земляков душат санкциями и ограничивают в транзите. Возможно, потому что у них есть второе гражданство и их эти проблемы вовсе не касаются?
А ведь они могли бы объяснить своим партнёрам за Неманом, что негоже так поступать. Что делать заложниками геополитических игр миллион человек — это по меньшей мере недальновидно и совсем негуманно. Вряд ли это соответствует принципам толерантности и равноправия, которыми так гордятся в Евросоюзе.
Демократия как средство
На неделе в Калининграде обсуждали предложение ряда депутатов Госдумы вернуть прямые выборы глав муниципалитетов. Все эксперты, которые поделились своим мнением по этому вопросу, так или иначе признали, что избранная всенародно власть эффективнее, нежели назначенные сверху чиновники.
Собеседники «Клопс», в числе которых политики, многие годы проработавшие в системе местного самоуправления, конечно, признают, что выборы имеют массу недостатков. Но здесь как нельзя кстати вспоминается знаменитый афоризм Уинстона Черчилля: «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных».
По крайней мере, демократически избранная власть вынуждена в той или иной мере прислушиваться к интересам своих избирателей. И не отмахиваться от запросов граждан.
Один на один с электросамокатами
Один из таких случаев, когда чиновники отмахиваются от запросов граждан, — отговорка представителей администрации Калининграда, что они не могут запрещать передвижение арендных электросамокатов по тротуарам. Якобы это функции Госавтоинспекции.
Многие горожане совсем не рады наступлению тёплого сезона. Ведь стало больше самокатчиков, которые лихо гоняют по пешеходным зонам, нарушая все возможные правила. Калининградцы опасаются отпускать детей, которые рискуют быть сбитыми отвязными лихачами.
На нарушителей фактически нет никакой управы. Власти и представители кикшеринговых компаний, которые делают немалые деньги на сдаче в аренду самокатов, советуют жаловаться в телеграм-бот. Но, во-первых, когда человека собьют и покалечат, ему будет не до мессенджера. А во-вторых, непонятно, почему люди должны ходить по своему городу с опаской.
Впрочем, в Калининграде есть места, где электросамокаты запрещены. Судя по геопорталу города, это площадь Победы, Маршала Василевского, стадион «Балтика», скверы у бывшего ДКМ и Дома искусств, парк «Юность», парк Победы и парк Макса Ашманна.
С последним вообще непонятно — там не так уж и много пешеходов, чтобы совсем запрещать движение электросамокатов, в отличие, скажем, от Центрального парка, где гуляют с детьми. Но там самокатчики не вне закона. В Центральном парке лишь ограничена скорость устройств до 15 км в час.
Такое же ограничение введено у здания областного правительства, администрации Калининграда, на острове Канта, в Южном парке, у озера Поплавок и ещё в паре точек.
И всё. В остальных местах, значит, можно гонять, подвергая опасности пешеходов.
Получается, чиновники озаботились, чтобы их возле офиса не сбили проезжающие самокатчики. Но ни у одной школы или детсада нет никаких ограничений.
И возвращаясь к предыдущему разделу обзора: если бы власти, которые приняли такое решение, были избраны демократическим путём, долго бы они остались у кормила? Вопрос, наверное, риторический.
Изучение излучения
Зато те представители власти, которые ещё зависят от своих избирателей, накануне голосования развивают активность. В частности, это касается депутатов горсовета Калининграда, у которых выборы в сентябре будущего года.
Один из народных избранников озадачился тем, что народу зачем-то разрешили выливать помои на улицы города. Он же усомнился в необходимости того, чтобы жильцы убитых домов оформляли паспорт фасада, считая, что это вызовет конфликты между горожанами. Другой депутат поднял более актуальную тему — о вредном влиянии излучения вышек сотовой связи на школы и детсады.
До сих пор чиновники различных мастей не обращали внимания на жалобы жителей по этому поводу, советуя им надевать шапочки из фольги. В других регионах России, в странах Европы эти вопросы почему-то регламентируются. И только Калининград оставался в стороне. Неужели опасения людей всё же будут приниматься во внимание при проектировании таких станций?