18:35

С продуктами, малышом и коляской на 9 этаж пешком: в многоэтажке в Калининграде две недели сломан лифт

  1. Калининград

Марина (имя изменено), калининградская мать-одиночка, уже больше двух недель вынуждена таскать тяжёлую коляску своей грудной дочери на девятый этаж. С 30 декабря в её подъезде не работает лифт, а УК мер не принимает, рассказала «Клопс» сама читательница.

Привод дверей в лифте в доме № 16а на улице Генерала Толстикова вышел из строя как раз в канун праздников. Так что управляющая компания «успешно ушла на выходные», говорит Марина.

Женщина считает, что УК нарушает статьи 36, 161 и 162 ЖК РФ, обязывающие содержать общее имущество многоквартирного дома в порядке и устранять аварии. Вместо этого жильцам предложили заполнить какой-то непонятный им бюллетень для голосования, из которого следовало, что ремонт лифта состоится за их счёт.

Но ещё больше Марину тревожит то, что подъёмник простаивает так долго. Время идёт, а ходить наверх всё ещё приходится пешком.

У сына была температура 39 градусов, кто бы его понёс вниз, если бы я вызвала скорую? — возмущается молодая мать.

С колясками нас три мамы точно: на шестом, седьмом и девятом этажах. На седьмом этаже живёт пенсионерка, которая без лифта даже выйти на улицу не может. Ей пришлось ждать дочку, чтобы она привезла продукты».

В управляющей компании  «БСК-Сервис» «Клопс» пояснили, что причина задержки — отсутствие решения собственников по вопросу финансирования ремонта. «Без согласования двух третей от общего числа жильцов дома мы не имеем права предпринимать действия по ремонту лифта», — отмечено в ответе на запрос редакции.

Восстановление работоспособности лифта вообще не входит в обязанности УК: это дополнительные услуги, на которые нет договора. Именно для решения этой проблемы жильцам и предложили заполнить анкеты-бюллетени. 

Для скорейшего устранения проблемы необходимо порядка 60 тысяч рублей. Если собственники согласятся её внести, УК оплатит работы, а потом внесёт их стоимость в платёжки за коммуналку.

Кроме того, УК предложила утвердить новый порядок выполнения подобных дополнительных работ — без собраний жильцов, заранее оговорив условия. По словам компании, это необходимо, чтобы оперативно отрабатывать внезапные аварии в будущем.

С даты ввода МКД в эксплуатацию прошло 16 лет!» — подчеркнула начальник юридического отдела ООО «БСК-Сервис» Маргарита Дубилевич. 

По её мнению, весьма вероятно скорое наступление такого времени, когда необходимость ремонта будет возникать все чаще и чаще. Конструктивные элементы здания изнашиваются.

УК готова пойти навстречу собственникам и провести перерасчёт оплаты всем жителям подъезда №1 в связи с текущей неисправностью лифта.

Комментарий юриста

Эксперт в сфере ЖКХ, доктор юридических наук Александр Толмачёв подтвердил, что решения и действия УК правомерны.

«Лифт является общедомовым имуществом в любом многоквартирном доме, поэтому, естественно, отвечают за него именно собственники и больше никто», — отметил юрист.

Эксперт ответил на несколько вопросов, которые могут помочь жителям этого дома, так и в других подобных ситуациях.

Кто имеет право заниматься лифтом? 

Исключительно специализированная лифтовая компания. Либо производитель лифта, либо его эксплантат. На это требуется решение собственников, так как ремонт лифта — это внеочередная работа. Иначе говоря — «аварийного порядка», а значит, это требует дополнительных финансовых вложений. Ни власть, ни муниципальная, ни федеральная, ни управляющая, никакая другая организация, даже лифтовая, не смеет никакие деньги тратить. А если потратят, будут наказаны.

Кто и как обеспечивает финансирование ремонта?

Только собственники. Их силами организуются так называемые «аварийные» или «резервные» фонды, в которых хранятся деньги на непредвиденные ситуации. Никто за жильцов подобные фонды организовывать не будет и не обязан. Ни власть, потому что власть не имеет никакого отношения к этому имуществу; ни управляющая компания, которая тем более не имеет никакого отношения к лифтовому хозяйству и даже не смеет к лифту прикасаться; ни лифтовая компания, если это не входит в так называемый гарантийный фонд или гарантийный срок.

Можно ли починить лифт за счёт средств Фонда капитального ремонта?  Какие действия предпринять собственникам?

Можно попробовать использовать эти деньги, однако стоит учитывать, что капитальный ремонт дома планируется загодя, за несколько лет или даже десятилетий вперед. Если необходимо задействовать ресурс этого фонда прямо сейчас, нужно предпринять ряд действий. 

  • 1) Незамедлительно провести общее собрание, которое инициируют собственники. 
  • 2) Сформулировать обращение, о том, что нет возможности ждать запланированных работ по капитальному ремонту дома и нужно срочно выделить деньги на ремонт лифта.
  • 3) Две трети жильцов дома должны подписать это обращение.  

Могут ли быть в данном случае требования к управляющей компании?

К управляющей компании никаких претензий быть не может. Она не отвечает за техническую сторону обслуживания лифта и обеспечивает лишь чистоту и порядок как в лифте, так и во всём доме.

«Если люди поленились или по своей нерадивости, или по лености, или по жадности не создали аварийно-резервные фонды, они незамедлительно должны это сделать», — подытожил юрист.

Утром деньги — через неделю тепло: газ в Восточном переулке подключили только после согласия жильцов оплатить ремонт системы.