Подолог из Калининграда Мария Поленица отправилась волонтёром в Анапу для помощи пострадавшим от мазута птицам. «Клопс» поговорил с женщиной с большим сердцем.
О случившемся Мария узнала «как все, из интернета»
«Собственно, когда всё это случилось, я вообще об этом даже не думала», — рассказала Мария.
Изначально девушка планировала поехать на новогодние праздники отдыхать в Карелию. Однако одним утром она поняла, что надо отправиться туда, где нужна помощь.
«Я проснулась утром, как вот, знаете, по волшебству, осознала, что нужно. Периодически делаю такие дела, и в дом престарелых в Пионерском, например, езжу. У меня есть такие внутренние порывы, — поделилась калининградка. — Однако волонтёром я себя никогда не считала».
Попасть в Карелию оказалось намного дешевле, чем доехать до Анапы. Денег не хватало, поэтому Мария написала у себя в соцсетях, что планирует помогать пострадавшим от мазута и попросила о помощи.
«Я никогда ни на что не собирала никакие деньги. Я просто написала, что кто хочет поучаствовать в акции «Купи билет», пишите в личку. И мне стали просто совершенно чужие люди скидывать деньги. Кто сто рублей, кто двести, кто тысячу, кто полторы, кто пять. И вот так набрали мне на билет», — рассказала Мария.
Из Москвы в Анапу желающих помочь возит специальный автобус. Но утром 31 декабря рейс из Калининграда в столицу задержали на несколько часов, поэтому Мария не успела на спецтранспорт для волонтёров.
«Я как раз успевала, хотя должна была. Был же ураган тогда, метель, и задержали рейсы 31-го. И всё, и этот волонтёрский автобус ушёл», — говорит калининградка.
Волонтёр в интернете познакомилась с ещё одной неравнодушной девушкой, с которой должна была вместе ехать на этом автобусе.
Мы с ней вдвоём и остались. Она могла бы уехать, но не уехала. Это тоже о людях. Она просто стала меня ждать».
Как рассказала девушка, в телеграме есть группа «Разлив нефти». Там выкладывают информацию. В Анапе волонтёров бесплатно принимает гостиница. На помощь приехали люди со всех уголков страны.
Взрослый мужчина стоит и плачет от того, что он не смог спасти дельфина
По словам Марии, счёт откликнувшихся людей идёт не на сотни, а на тысячи. Волонтёры со всей страны бросили работу и приехали помогать. Люди прибыли семьями, кто-то даже с собаками.
«Из Сибири были, Кемерово, из Москвы, Краснодара, Симферополя. С Байкала были ребята, из Иркутска. Разных профессий. И врачи там были, и продавцы, и девчонка-учитель. Со мной в номере жила девушка, которая работает в офисе», — говорит волонтёр.
Арина, девушка, с которой Мария ехала в поезде, сама из детского дома. Сейчас она учится в университете. «И на стипендию, которую она получила от учёбы, она купила билеты и поехала», — говорит Мария.
Все волонтёры работали в защитных костюмах. «Все одинаковые, вообще, как в бане, генералов нет». Там люди просто работают. По словам девушки, без эмоционального отклика не остался никто. За «каждое пёрышко», каждого морского обитателя там переживают и взрослые, здоровые мужчины.
И он просто стоит, плачет от того, что он не смог спасти дельфина. Он вытаскивал его из песка, и у него не получилось спасти это животное».
В штабе девушка отмывала птиц от мазута
«Я мыла птиц. Там несколько штабов было, я на птичнике была. На самом деле, это очень сложно, очень. На одну пернатую уходит два часа минимум», — рассказывает Мария.
Соответствующего опыта ни у кого не было. Волонтёры учились всему с нуля.
«Сначала птичку отмывают, это не мойщики делают, а ветеринары. Глазки и носик очищают от нефти. Клювик промывают, потому что он слипшийся. Потом птичку берут, она сидит, ждёт своей очереди в коробке. Бедные животные», — вспоминает Мария.
Сначала крахмалом, каждое пёрышко промывается. Это очень трудоёмкий процесс на самом деле. И для птички это тоже стресс».
За полтора дня волонтёрства Мария отмыла четырёх птиц.
«Не я, мы не по одному мыли. Там невозможно по одному. Два-три человека стоит. И женщины, и мужчины. А потом водой отмывали вместе с Fairy. Другое средство мазут не отмывало. Я так думаю, что нефтепродукт отмывает нефтепродукт», — вспоминает волонтёр.
После мойки птиц не выпускали на волю, а оставляли под контролем. Их отправляли на реабилитацию и откармливание.
«Их нельзя выпускать. Они за три-четыре месяца должны накопить жировую прослойку. Птиц отправляют на реабилитацию в специальные вольеры с бассейнами. Их там откачивают, отпаивают орнитологи», — говорит Мария.
По словам девушки, орнитологов на базе катастрофически не хватает. Самостоятельно волонтёры отмывали чомги (в простонародье — поганки), лебедей и гагар.
«Мы отмывали маленьких. А там уже вот гагар, лебедей мужчины отмывали в основном, потому что это тяжёлые птицы», — рассказывает девушка.
«Люди в респираторах падали в обморок»
Самая сложная работа, по словам Марии, была у ловцов птиц. Она сравнила их деятельность с поисками янтаря.
Когда они заходили в столовую в мокрой одежде, люди расступались. Все уступали им место, говорили: "давайте, ешьте, пейте". Это ужас всё, понимаете?»
Ловцы, в отличие от мойщиков, не носили респираторы. Некоторые падали в обморок во время работы.
«Мне сложно оценить масштаб произошедшего, но, мне кажется, это не только о нашей стране.
Это обо всей планете. Я думаю, что это ещё будет аукаться и аукаться для нас».
В Керченском проливе из-за крушения двух танкеров — «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» — разлились нефтепродукты. Причиной ЧП стал шторм. Шлейф загрязнения в Чёрном море растянулся на 55 км. Из-за экологического бедствия гибнут животные.
Волонтёры уже спасли более 2000 птиц от загрязнения мазутом. А более 30 дельфинов, к сожалению, найдены мёртвыми. Всего собрано около 70 тонн грунта с нефтью.