Мошенники придумали новую схему обмана заёмщиков, которые хотят избавиться от долгов: они предлагают рефинансировать имеющиеся кредиты. О признаках недобросовестных предложений и способах избежать финансовых проблем рассказали в Региональном центре финансовой грамотности.
Большинство россиян знают о возможности рефинансировать кредит, то есть оформить новый заём для погашения имеющегося. Такая процедура позволяет заёмщику «улучшить кредит»: получить более выгодную процентную ставку, или продлить срок кредитования, или уменьшить ежемесячную выплату. Рефинансирование — доступная процедура, но не все заёмщики знают, каким образом её сделать. Мошенники же предлагают решение здесь и сейчас без дополнительной суеты. Цель аферистов — сначала заинтересовать потенциальную жертву, далее запутать, внушить ложную уверенность в выгоде предложения и заставить совершить необдуманные действия: перевести деньги на «безопасный счёт», сообщить банковские данные, персональные сведения портала «Госуслуги» и т. п. Решение необходимо принимать немедленно, и у заёмщика нет времени, чтобы обдумать предложение или посоветоваться с родными или знакомыми.
Звонящий «специалист» чаще всего знает данные заёмщика: Ф. И. О., сведения об имеющихся кредитах, иную персональную информацию. Это даёт повод доверять, так как такие данные должны быть доступны только банку. Нужно учитывать, что любую информацию нужно проверять: записать Ф. И. О. «специалиста», его номер и позвонить по официальному телефону в банк для уточнений. Важно использовать только официальные каналы связи, а не ссылки или телефоны, предоставленные тем, кто звонит или пишет. Мошенники нередко используют объединённые базы данных: утечки из разных мест объединяются в одну базу, которая может содержать обширные сведения о человеке. В том числе о кредитной истории, семейном положении, увлечениях, а не только Ф. И. О. с номером телефона.
«Если подобное предложение поступает, нельзя терять хладнокровие. Помните, что любые финансовые решения требуют предварительного анализа, критического взгляда на то, что происходит. Вне зависимости от того, что предлагают, нужно особое внимание обращать на то, что просят сделать: заполнить анкету по присланной мошенником ссылке, сообщить персональные данные или ПИН-коды карты, осуществить перевод на сторонний счёт. Ключевое значение имеют необходимые действия, а не слова и объяснения афериста», — предупреждает эксперт проекта НИФИ Минфина России моифинансы.рф Ольга Дайнеко.
При принятии решений с финансами спешить нельзя! Фразы «госпрограмма», «господдержка» и «персональное предложение» не должны вводить в заблуждение. Любое настойчивое предложение — повод прекратить общение. Можно изучить программы рефинансирования разных банков и подать заявку самостоятельно. Однако, если уже имеется просрочка по кредиту, получить кредит на более выгодных условиях вряд ли получится ввиду испорченной кредитной истории. Ни одна кредитная организация не заинтересована в привлечении проблемных клиентов.
Если под влиянием мошенника были раскрыты какие-либо сведения или даже совершён перевод денег, необходимо как можно быстрее обратиться в свой банк и сообщить о случившемся. Напишите заявление на отзыв платежа, сообщите все известные сведения: номер телефона звонившего, номер счёта для перевода, чтобы эти данные могли быть проверены и чтобы внести счёт и номер телефона в чёрный список. Также необходимо обратиться в полицию с заявлением о совершении мошеннических действий.
Материал подготовлен в рамках проекта Министерства финансов «Финансовая грамотность и инициативные проекты населения».
Дополнительная информация — по телефону горячей линии по вопросам финансовой грамотности (звонок бесплатный) 8 (800) 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.