Телефонные мошенники развели калининградца почти на 3 млн — аферисты сначала писали в «Телеграм» от имени начальника, а затем начали звонить под видом сотрудников ФСБ И ЦБ. «Клопс» пообщался с пострадавшим и выяснил, как скептик Евгений попался на уловки. Все имена героев изменены.
«У нас проходит проверка ФСБ»
Евгений много лет работает в одной из калининградских типографий. С генеральным директором знаком лично, но по работе пересекается редко, а в «Телеграм» и вовсе почти никогда не общались.
Я стою, работаю, и тут мне приходит сообщение от Геннадия Викторовича, на аккаунте его фотография стоит.
Я и проверять не стал, он это или нет. Просто показалось странным, что он начал писать, обычно обращался ко мне персонально. Пишет, мол, не происходит ли ничего необычного на работе?» — вспоминает калининградец.
Евгений подумал, что, возможно, в компании какие-то проблемы, поэтому гендиректор выбрал такой способ для связи. Но если что-то действительно случилось, то стоит всего лишь подняться по лестнице, и окажешься в кабинете у начальника. Однако «Геннадий Викторович» продолжил писать: «У нас проходит проверка ФСБ. Была какая-то утечка информации, все данные наших сотрудников куда-то передали. Сейчас отзвонится сотрудник».
Так и случилось – сразу после этого сообщения раздался звонок с неизвестного номера. «Я обычно на случайные звонки никогда не обращал внимания, но мне же звонят персонально. Сначала один человек позвонил, говорит, он из Москвы, проверка, утечка данных из банка, сейчас передадим вас специалисту. Потом перезванивает другой человек, будто из Калининграда.
Он сразу предупреждает, мол, не сомневайся, зайди сам на официальный сайт ФСБ, там указан номер, с которого звоню.
Так и было — я смотрю на этот номер, и он на сайте написан. Это на самом деле ерунда, но в моменте я не задумался об этом», — сожалеет Евгений.
Мошенники быстро убедили довериться: назвали адрес калининградца, данные паспорта, марку машины и госномер, место работы, имена начальства, банк, через который перечисляют зарплату. Всех сотрудников объявили подозреваемыми в сливе информации, на них, мол, тоже есть досье. Для подтверждения прислали на электронную почту документы: бумаги выглядели убедительно.
«Сейчас вот сидишь, думаешь: я любую печать в фотошопе поставлю. Мне присылают документ о неразглашении информации, я даю подтверждение на работу с ними», — Евгений признаётся: повёлся на то, что о нём всё знали.
Вся предварительная обработка продлилась около часа. В суматохе рабочего дня Евгений не особо готов был анализировать достоверность всего сказанного, немного испугался и стал слушать инструкции.
«Надо взять кредит»
Звонившие стали объяснять, что, возможно, в банке проворачивают какие-то махинации. На Евгения уже оформили кредит. На почту снова прислали «доказательства». Получить наличные, объяснял «фээсбэшник», может какой-нибудь ушлый сотрудник банка, а платить потом заставят Евгения, поэтому ему калининградцу следует обратиться в отделение и попросить выдать кредит. Дальнейшие инструкции должен предоставить «сотрудник Центробанка», который вот-вот выйдет на связь. Звонок раздаётся с номера, который указан на официальном сайте ЦБ.
«Я поинтересовался, как я могу проверить правдивость слов, а этот сотрудник начинает убеждать, что он же знает, как зовут меня, мою жену. Мол, какие ещё мне нужны доказательства?» — пересказывает собеседник «Клопс».
Евгений помялся, но согласился поехать в банк взять кредит. Не получится? Ну и ладно, звонившие убеждали, что надо просто проверить, дадут ли деньги. Якобы сам кредит в любом случае одобрен. По пути Евгению посоветовали купить второй телефон, чтобы точно оставаться на связи, предложили даже перекусить. Главное – сохранить чеки, всё возместят. Калининградец отправился выполнять задание.
«Я всё время был на связи с этим «сотрудником ЦБ», но периодически он просил согласовать какие-то действия с «фээсбэшником». Приходилось между ними переключаться.
Тон парня из Центробанка был расслабляющий, спокойный. А второй мужчина — как обычный военный, у него всегда всё сурово и чётко».
По пути в банк Евгений всё же начал немного сомневаться: однажды он уже брал кредит и прекрасно помнит, что на все согласования ушло три дня. Но сотрудник ЦБ ещё раз пояснил — никакие документы собирать не нужно, деньги должны выдать в течение пары минут.
«Мол, я не понимаю, как работает банк. Ведь там не просто сотрудник за столом – у него есть доступ, он может оформить на моё имя что угодно и все деньги куда-нибудь переслать, а я потом ничего не докажу, поэтому проще сейчас всё проверить и выяснить», — продолжает пострадавший.
Счета заблокировали
И действительно — кредит оформили моментально, выдав 500 тысяч. Оставалось перевести всю сумму через банкомат и отправить на «специальный счёт ФСБ», а они уже этими деньгами погасят заём. Евгений зашёл в мобильное приложение и обнаружил, что его счета заблокировали. Позже мужчина узнал, что после оформления кредита клиенту звонят из банка: если трубку никто не берёт, счета становятся недоступны.
«Тогда я пожаловался человеку из ЦБ, а он отвечает: «Ну, правильно! Конечно, они тебя заблокируют, там же мошенники!»
Я взял кредит, взял свои деньги и в шоке сижу, думаю, а что дальше делать?
Ты уже ничего не соображаешь, потому что уже столько информации за день тебе выдали и столько доказательств предоставили, что вокруг мошенники», — сетует мужчина.
«Уже не знаешь, чему верить»
Оказалось, что кредиты Евгению якобы одобрили сразу в нескольких банках и нужно сходить и туда. В одном из них взгляд даже упал на плакат «Осторожно, мошенники!» На собственном опыте Евгений узнал, что только мелкие воришки просят сообщить номер карты, ещё какие-то данные. Настоящие аферисты действуют иначе масштабно.
Во втором банке за 5 минут выдали уже 1,5 млн. Всего Евгений перевёл мошенникам около трёх миллионов: пришлось снять накопленные 500 тысяч и тоже отдать, чтобы их не украли вымышленные банковские сотрудники.
«Я не понимаю, как мне так легко навыдавали кредитов. То есть у тебя голова деревянная, ты ничего не понимаешь, почему так происходит», — признаётся Евгений.
Ещё один банк
К концу дня голова уже раскалывалась от информации. «Сотрудник ЦБ» поблагодарил за работу и обещал перезвонить утром — надо будет решать проблемы с заблокированными счетами. Взяв трубку ровно в назначенное время, калининградец узнал, что пора продолжать тур по банкам, и поехал брать третий заём.
«Мне его не одобрили: у них там что-то не работало, а я и не стал настаивать. Я устал. «Сотрудник ЦБ» сказал, мол, ничего страшного, пора двигаться дальше», — вспоминает пострадавший.
Евгению предложили объездить все банки города, на это ушло бы около недели. Отпроситься с работы на такой срок невозможно. Мужчина решил позвонить начальнику, и тот сказал, что никаких сообщений не посылал.
Калининградец стал требовать хоть какую-то справку, после чего его вновь принялся обрабатывать «сотрудник ФСБ», но теперь уже по видеосвязи. Он сидел в гражданской одежде на фоне портретов в кабинете. Настаивал, что отказываться уже поздно, иначе уголовка. В конце концов Евгений придумал хитрый план: пообещал, что едет в четвёртый банк, а сам решил направиться в ближайшее отделение полиции. Он уже два дня не спал, и в голове крутился один вопрос: когда всё это закончится? В отделении на Галковского ему сообщили: вы такой не первый, пишите заявление.
«Работать и гасить»
«Я раньше думал, как мошенники такое проворачивают. Там сидят не люди с улицы. Они времени много тратят на подготовку», — размышляет Евгений.
Теперь он обязан выплачивать банкам около 50 тысяч рублей в месяц. Никаких личных сбережений не осталось, остаётся «работать и гасить». Есть и другие варианты: продать машину, квартиру.
«Когда начинаешь анализировать, как так происходит, получается, что именно в тот день было какое-то стечение обстоятельств, которое мошенникам пошло на руку.
Самый простой способ — это просто с ними не разговаривать», — делится опытом работник типографии.
Спустя день после подачи заявления в полицию Евгений понял, что хочет избавиться от всех напоминаний о произошедшем, как от страшного сна. Мужчина удалил все документы с телефона, фото чеков и решил почистить переписку с «начальником». Вместо Геннадия Викторовича был уже кто-то другой: мошенники снова готовились кого-то обработать.
Что говорит настоящий Геннадий Викторович
Как объяснил «Клопс» директор типографии, он узнал обо всём со слов Евгения и только спустя четыре дня после первых сообщений, которые приходили якобы от него самого.
«Я ему ничего не писал. На личный приём он не приходил. Звонившие от имени ЦБ и ФСБ сразу запретили ему со мной общаться, так как, по их информации, я основной подозреваемый в преступной схеме». О других подобных случаях в компании Геннадий Викторович не слышал.
Калининградка в поисках новых знаний доверилась интернет-гуру и лишилась крупных денег — мошенники использовали технику «трансляции экрана» для выманивания сбережений.