07:11

В ФСБ рассекретили документы о массовом расстреле советских пленных в Кёнигсберге

  1. Калининград
В ФСБ рассекретили документы о массовом расстреле советских пленных в Кёнигсберге    - Новости Калининграда | Фото: Калининградский областной историко-художественный музей
Фото: Калининградский областной историко-художественный музей

Весной 1945 года в Кёнигсберге гитлеровцы массово расстреляли советских военнопленных, опасаясь, что те воспользуются наступлением Красной армии и смогут бороться против нацистов. Об этом пишет РИА Новости со ссылкой на рассекреченные архивные документы УФСБ России по Калининградской области. 

По данным издания, сохранилась фотокопия спецсообщения начальника Кёнигсбергского оперативного сектора генерал-майора Ивана Шишлина заместителю народного комиссара внутренних дел СССР генерал-полковнику Аркадию Аполлонову от 21 мая 1945 года об арестованных в Кёнигсберге работниках местных организаций гитлеровской партии НСДАП Отто Машоне, Пауле Нете и Артуре Иортциге. Эти трое руководили расстрелами советских и итальянских военнопленных, а также мирных граждан, насильно вывезенных из Советского Союза. 

«Под руководством указанных лиц и при их непосредственном участии в 19 лагерях города Кёнигсберга было расстреляно около 1700 человек», — писал генерал Иван Шишлин.  

Машон, Нет и Иортциг руководили боевыми дружинами, которые входили в подпольную организацию, планировавшую диверсии и теракты в тылу советских войск. 

«По мере приближения к Кёнигсбергу Красной армии в город были согнаны массы советских военнопленных и гражданского населения. Условия содержания этих людей были невыносимы: находились они в своем большинстве под открытым небом, питание для них с каждым днём ухудшалось, а последние дни они совершенно не получали пищи», — уточняется в сохранённой фотокопии допроса Отто Машона.

В первых числах февраля 1945 года руководитель местной организации НСДАП Август Рудат вызвал чинов нацистской партии и Машона. Охарактеризовав обстановку в Кёнигсберге, он пояснил, что в связи с частыми бомбардировками города взрываются склады с оружием. «Совершенно исправное оружие может попасть в руки советских и итальянских военнопленных» и быть использовано против немцев, заявил Рудат.

«Большинство из них, оказавшись в расположении Красной армии, могут много рассказать советскому командованию о нашей деятельности, а также влиться в её ряды бороться против нас. Поэтому партия приказывает расстрелять оставшихся в городе военнопленных и гражданское население, вывезенное из оккупированных областей Советского Союза» — так, по словам Машона, поставил задачу руководитель местной организации НСДАП. 

Российский фонд «Холокост» выпустил шестой том сборника «Сохрани мои письма…»18+, в который входит более тысячи посланий, написанных в основном солдатами и офицерами Красной Армии. Есть там и письма из Восточной Пруссии. «Клопс» опубликовал некоторые из них.