В сентябре голосование продлится три дня, с кабинок снимут шторы, но сохранят тайну голосования, а за процессом будут следить круглосуточно. Как организуют выборы в 2021 году и чем они отличаются от предыдущих, «Клопс» рассказала председатель регионального избиркома Инесса Винярская.
— Чем текущая избирательная кампания отличается от той, что прошла в 2016 году?
— Несмотря на то что это такая же совмещённая конструкция, как и в 2016 году: это выборы в Госдуму, облдуму и в муниципалитетах — отличий достаточно много. Начиная от правил проведения, заканчивая количеством кандидатов.
В этом году вместо одного будет три дня голосования: 17, 18 и 19 сентября. На 100% участках устанавливается система видеонаблюдения и видеофиксации. В связи с трёхдневным голосованием будут использоваться сейф-пакеты, в которых предполагается хранение заполненных бюллетеней за первые два дня. Это тоже нововведение, такого в 2016 году не было. Сейф-пакет невозможно будет вскрыть, не оставив следов повреждения.
Опять же — использование средств индивидуальной защиты. В 2016 году мы и подумать о таком не могли.
— Три дня голосования обусловлены эпидситуацией?
— Это, конечно, связано с непростой эпидемиологической ситуацией. Такой подход уменьшит одномоментное количество людей на участках. Кроме того, трёхдневное голосование даёт избирателю больше возможностей дойти до избирательного участка в удобный для него день.
В течение всех дней голосования мы будем придерживаться рекомендаций Роспотребнадзора. Это измерение температуры на входе в помещения для голосования, использование дезинфицирующих средств для рук, масок и перчаток для участников голосования, индивидуальных ручек. Первый такой опыт был у нас на голосовании по поправкам в Конституцию в 2020 году. В этом году мы добавили защитные экраны на столе у каждого члена комиссии.
— Какие ещё меры будут предприниматься?
— Предполагаются полная санитарная обработка всех избирательных участков в течение всех трёх дней голосования, причём до и после закрытия, а также в течение дня регулярная обработка и проветривание помещений. Будут оборудованы отдельные комнаты, скажем так, ожидания для людей, у кого на входе выявили высокую температуру. Им вызовут медицинскую бригаду, которая определит — отправлять человека домой или в стационар.
Кабинки для голосования будут без передних штор, но мы будем устанавливать их так, чтобы тайна голосования была обязательно соблюдена. Если мы говорим о голосовании на дому, то члены участковой комиссии, выехавшие к избирателю, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты — в дополнение к маске и перчаткам рекомендуется использовать одноразовые халаты. Для избирателя предусмотрен индивидуальный набор в пакете: ручка, бюллетень, маска. Паспорт в руки не берём ни на участке, ни на дому.
— В зоне ожидания человек сможет проголосовать?
— Пока медики не дадут заключение о его состоянии — нет.
— Чем ещё выборы 2021 года отличаются от прошлых?
— С 2018 года полноценными участниками избирательных кампаний стали общественные наблюдатели. Назначать их в избирательные комиссии вправе Общественная палата РФ, региональные общественные палаты.
Появятся в этом году видеонаблюдение и видеорегистрация — все наши 555 избирательных участков оборудуют камерами. Видеонаблюдение предполагает трансляцию для избирательных комиссий всех уровней — от ЦИК России до участковых, а также кандидатов, политических партий и общественников. При видеофиксации — это трёхдневная запись. В спорных ситуациях или при обжаловании итогов мы всегда сможем воспользоваться записью с конкретного участка и восстановить справедливость и достоверность.
Ушли в прошлое открепительные удостоверения, сейчас у нас работает система «Мобильный избиратель». Избиратель может выбрать участок, где он фактически находится, подать соответствующее заявление в пункте их приёма и проголосовать. Например, рядом с работой или на отдыхе где-то в России.
— Что нужно для того, чтобы проголосовать, например, в Минеральных Водах?
— Все наши территориальные комиссии, МФЦ, сайт госуслуг уже доступны для подачи заявлений по выбору удобного участка для голосования. С 8 сентября подать заявление можно будет и в участковой комиссии.
Если избиратель в период выборов планирует отдыхать в санатории, например, в Минеральных Водах, ему нужно указать адрес санатория — оператор подберёт ближайший избирательный участок, запишет на него избирателя в нашей системе и выдаст талон с информацией о пункте голосования. Предъявлять его никому не нужно: он служит для того, чтобы человек не забыл, на какой участок приписался.
— Вы говорили про общественных наблюдателей. В чём их функция?
— Если это наблюдатель от политической партии или от кандидата, то он работает в их интересах, к примеру, собирая какие-то сведения и подавая жалобы на конкурентов. Общественные наблюдатели — это люди, работающие в интересах неограниченного круга лиц, они не заинтересованы в конкретном кандидате либо политической партии, они фактически контролируют чистоту процесса.
— Как наблюдатели будут следить за работой членов избиркома?
— Избирательная комиссия работает по определённому алгоритму, прописанному в законе. Мы не можем менять порядок действий, даже если нам кажется что-то нелогичным. Основная задача наблюдателя — это предупредить и предотвратить. Если наблюдатель видит, что член комиссии нарушает или готовится нарушить этот алгоритм, то он должен сказать ему об этом на стадии, когда это можно предотвратить. Член комиссии должен остановиться, подумать и вернуться к букве закона.
— Как должен действовать наблюдатель, когда увидел нарушение?
— Например, наблюдатель увидел, что кто-то злоупотребил размещением агитационных материалов в помещениях избирательных комиссий, в таком случае он вправе подать жалобу в комиссию и потребовать убрать.
К сожалению, зачастую наблюдатели переходят границы добра и зла и начинают злоупотреблять своим правом, закидывая комиссии жалобами, которые часто не являются достоверными, в формате «мне показалось, как мне стало известно», отвлекают от работы.
Это, конечно, очень плохо, но от этого никуда не деться: наблюдатели имеют право подать жалобу, а мы обязаны её принять и рассмотреть, какая бы она ни была.
— Как привлекаете молодых избирателей принять участие в голосовании?
— У нас 822 тысячи избирателей в этому году имеют право принять участие в выборах. Перед нами не стоит задача привлечения, у нас стоит задача информирования, и я думаю, что мы на этих выборах более чем ответственно подошли к этому процессу.
Мы должны донести до избирателей, что 17, 18, 19 сентября у нас пройдут выборы, что есть возможность выбрать удобный участок для голосования, проинформировать о ходе избирательной кампании. Конечно, мы хотим, чтобы наши избиратели были более активные.
С точки зрения привлечения избирателей любого возраста моё сугубо личное мнение — это задача политических партий и кандидатов. Согласитесь, если вам абсолютно не интересен кандидат, ни одна политическая партия не смогла заинтересовать своей программой и не убедила, что они реально способны что-то изменить — никогда мы со своим «приходите, пожалуйста» не заставим вас встать и пойти на выборы.
Мне кажется, что избирателя может привлечь только реальная программа — не только «я хочу сделать вот так», но и рассказано, как он это сделает. Я с 2007 года работаю в избирательной комиссии и программ, роликов и дебатов насмотрелась сотни тысяч. Я вижу, что информация ориентирована на избирателей, у которых есть жизненный опыт, ориентация в экономических, юридических, политических процессах. В то же время хотелось бы, чтобы политические партии и кандидаты больше уделяли внимание молодёжи, доводя до них понятным языком свои политические программы.
— Мы сегодня много говорим про изменения. Чего ждать нам, журналистам, в этом году?
— Работы вам прибавится в связи с трёхдневным голосованием. Вам нужно пройти аккредитацию, там есть требование по стажу работы журналиста в данном СМИ, но это остаётся на совести главного редактора. Мы не проверяющий орган: если будут жалобы, тогда это будет рассматриваться.
Расширяется возможность участия во всех избирательных процессах: вы будете как полноправные наблюдатели практически, только не сможете подавать жалобы. Вы можете работать на избирательном участке, осуществлять видеосъёмку мест хранения бюллетеней, перемещения из переносной урны в сейф-пакет, фотографировать, выезжать на голосование на дому, на удалённых территориях. При этом вы должны соблюдать закон о СМИ, не нарушать тайну голосования, фотографировать крупные планы с разрешения избирателя. В этом году появилась такая норма, как лишение аккредитации, но я уверена, что нам она не пригодится. Никогда у нас не было, чтобы журналисты переходили какую-то черту.
— Ваши пожелания избирателям и кандидатам на выборные должности?
— Желаю конкурентной, честной, открытой, интересной агитационной работы. Сейчас начнётся самая активная пора, хочу призвать всех соблюдать требования Роспотребнадзора — это очень важно, чтобы к сентябрю не получили вспышку заболеваемости. Соблюдать закон, не переходить рамки и границы — это никого не красит. Когда мы разбираем жалобы, видим, что тот или иной кандидат в погоне за рейтингами переступает черту дозволенного.
А избирателям я хотела бы пожелать за оставшиеся дни до выборов повнимательнее отнестись к тому, что сейчас рассказывают кандидаты: скоро начнутся агитация в СМИ, дебаты политических партий, послушать посмотреть, определиться. И, конечно, быть активными 17, 18, 19 сентября.