17:05

Евгений Маслов: Одно из самых значимых событий года — открытие Кройц-Аптеки

  1. Интервью
Евгений Маслов: Одно из самых значимых событий года — открытие Кройц-Аптеки - Новости Калининграда | Александр Подгорчук
Александр Подгорчук

Руководитель Службы охраны памятников Калининградской области Евгений Маслов рассказал "Клопс" о выявлении новых объектов культурного наследия и приведении их в порядок.

— На ваш взгляд, из работ по сохранению памятников, проведённых в этом году, какие можно назвать наиболее значимыми?

— Наверное, из самых долгожданных и непростых, учитывая всю предысторию, открытие Кройц-Аптеки. Сколько всего было в истории этого памятника! Начиная от поиска собственников до попытки целенаправленного разрушения здания. Потом появился отважный человек, который взвалил на себя это бремя. Мы ещё его несколько раз штрафовали.

— Насколько большой была сумма штрафов?

— 200 тысяч рублей.

— Это из-за частичных обрушений на объекте?

— Да. 

— Из-за Кройц-Аптеки было немало споров по поводу качества ремонта и финального вида объекта…

— Работы проведены хорошо. Всё строго по проекту. Может быть, отдельные небольшие отличия в цветовой гамме. Чуть более яркий цвет части фасада. Но всё это делалось по согласованию с нами. Расчёт на то, что через достаточно короткий временной период цвет выгорит. Плюс городская пыль — и цветовых различий сильно заметно уже не будет. 

Интересно, что ожесточённые споры были именно по цвету фасада. Но оцените масштаб работы и сложностей, преодолённых людьми, причастными к восстановлению, службой и собственником. Так, восстановлены утраченные элементы лепнины. По лучшим образцам и отнюдь не из пены. Посмотреть хотя бы на кирпич внутри арки. Найден кирпич такой же фактуры, как тот, что был утрачен. И невооруженным взглядом не увидеть, где сохранившаяся часть, а где новая. И там много таких вещей. А самое главное — в целом объект спасён.

— Есть ли ещё знаковые объекты, которые хотелось бы отметить?

— В этом году, несмотря на форс-мажорные обстоятельства, связанные с распространением коронавируса, произошёл существенный рост количества объектов, приводимых в порядок по программе капремонта. Таким образом за последние пять отремонтировано почти 400 домов-памятников: больше, наверное, только в Москве или Санкт-Петербурге. И вспомните: начинали с 20-40 зданий в год, а по итогам 2020-го можем выйти почти на сотню объектов. Очень много делается, и это радует. Но ещё больше радует, что первое лицо — губернатор Антон Алиханов — активно стимулирует к поискам новых методов восстановления объектов культурного наследия.

— Речь о недавнем предложении по установке QR-кодов у достопримечательностей региона для сбора средств на приведение их в порядок?

— И не только. Это целый комплекс мер, программы. Собирать средства на восстановление мы уже пробовали, но они шли не особо активно. Сейчас подошли основательно, выбрали семь пилотных объектов, которые интересны туристам, инвесторам, муниципальным администрациям. Попытаемся сделать так, чтобы получилось. 

Ещё одно нововведение этого года — программа льготных займов на восстановление памятников. По решению губернатора на льготное кредитование проектов по ремонту объектов культурного наследия направляется 150 миллионов рублей. Эти деньги помогут сохранять историко-культурное наследие, вовлекая его, прежде всего, в туристскую инфраструктуру. 

Евгений Маслов: Одно из самых значимых событий года — открытие Кройц-Аптеки - Новости Калининграда | Александр Подгорчук
Александр Подгорчук

— Ещё важно отметить значительную поддержку, которую регион получил на благоустройство воинских захоронений. Спустя десять лет после попыток утвердить федеральную целевую программу, посвящённую мемориалам ВОВ, такой документ появился в конце прошлого года. Калининградская область стала одним из самых активных участников программы и по количеству объектов, и по объёмам финансирования.

— Что удалось проработать благодаря этой программе?

— Многое и некоторые проекты сделали так, что к нам приезжают из других регионов за опытом. Одно из направлений программы — установка информационных щитов на братских могилах единого образца. У нас около 200 памятников Великой Отечественной войны. Из них почти половину обеспечили щитами с информацией о том, что это за захоронение и какие сражения здесь происходили.

Плюс в углу указан QR-код, через который идёт выход на электронную книгу памяти Калининградской области, составленную общественной организацией НАКАЗ Дмитрия Вострикова. Находясь у братской могилы, можно узнать всю информацию о тех, кто был здесь захоронен, в базу данных внесены схемы, карты, описания боёв и информация о бойцах. Важно, что данные электронной книги памяти обновлены, устранены ошибки. А они были. Доходило даже до того, что увековечивали ещё живых людей. И мы выработали стандарт нанесения надписей, чтобы они читались в любую погоду. 

— Ещё о громких спорах года. Включение ангаров аэродрома Нойтиф на Балткосе в список охраняемых объектов. Но почему не весь комплекс зданий получил охранный статус?

— Первые попытки поставить их на учёт были весной этого года. В поданных документах нам предложили сделать памятниками целиком всё основание косы вместе с водной гладью. Мы отказались, потому что это просто нереально. Отдельные объекты имеют значение как памятники промышленной архитектуры. Положительные решения по ним приняты.

Дальше, я думаю, мы остановимся. Признанных памятниками достаточно для открыточного вида, для общественно-культурных проектов и для сохранения памяти о том, что здесь было такое военно-техническое сооружение. Хотя, мне, может быть, в первую очередь стоило защищать такие объекты: я служил в морской авиации, знаком с этой системой. Но, пожалуй, в том числе, поэтому понимаю, что таких технических сооружений немало..

— Сколько объектов было выявлено с начала года?

— Статус выявленных в этом году получили 48 объектов и эту работу мы продолжаем вместе со специалистами и общественниками. Недавно краевед Евгений Мосиенко обратил наше внимание на интересный объект: комплекс сооружений городской бойни — бывший мясокомбинат. Там просто шикарные цеха.

— А кто чаще выступает инициатором присвоения охранного статуса историческим объектам: власти или общественность? И насколько сложна эта процедура?

— В последние несколько лет очень активны общественники. По их инициативе в перечень выявленных объектов культурного наследия включены не только виллы или усадьбы, но даже, например, зелёный сквер: таким образом в список выявленных памятников была включена "Площадь Готтшеда" на улице Мишина.

Но нужно понимать: одного желания сделать здание объектом культурного наследия мало. Оно должно соответствовать формальным признакам памятника: возрастом не менее полувека, обладать историко-культурной ценностью и чтобы доказать последний критерий, придётся поработать над архивами, привлечь экспертов. По опыту: большинство предложений готовят опытные краеведы и историки, поэтому почти все их заявки получают одобрение.