16:06

База "Стебелёк": прошлое и настоящее ангаров Балткосы

  1. Объяснения
0:00
/
4:43
База "Стебелёк": прошлое и настоящее ангаров Балткосы - Новости Калининграда | Александр Подгорчук
Александр Подгорчук

На Балтийской косе собственник разобрал ещё один ангар аэродрома "Нойтиф". Речь о здании №6. Ранее было частично демонтировано строение №1. "Клопс" вспомнил, чем знамениты здания и авиабаза.

"Маленькая Сибирь"

Строить аэродром на Балтийской косе начали в 1936 году. Все материалы поставлялись через пролив. Особая сложность была в отсутствии электричества. Его провели в 1938 году по дну пролива, отделяющего косу от нынешнего Балтийска.

Положение делало "Нойтиф" единственной в Восточной Пруссии авиабазой, к которой не было наземных подъездных путей. К моменту окончания строительства аэродром стал одним из самых наиболее оснащённых в Германии. Он мог принимать любые типы самолётов, имел две взлётно-посадочные полосы с подогревом и устройство для спуска гидропланов. 

Для воздушных судов построили два железобетонных и два стальных ангара. Ещё два здания предназначались для наземных самолётов. Рядом располагались мастерские, склады, хозпостройки, казармы, посёлок со школой и магазинами, казино. У военных авиабаза получила прозвище "маленькая Сибирь". Отсюда на задания отправлялись лётчики Люфтваффе.

Схема расположения ангаров
Схема расположения ангаров.

"Стебелёк"

Операция по захвату Балтийской косы прошла в конце апреля 1945-го. Десант потерял 193 солдата. 240 человек было ранено, порядка 50 пропали без вести. Советским войскам удалось освободить северную часть территории. 9 мая 22 тысячи оставшихся на косе немцев капитулировали.

Аэродром достался советской армии практически целым, с работающим электрооборудованием. Его решили использовать по назначению. Авиабаза получила позывной "Стебелёк". Она использовалась гидроавиацией и истребителями. 

После небольшой реконструкции на Балткосе стала базироваться противолодочная авиация. В 1995 году военные оставили территорию и обосновались в Храброво. Ангары стали приходить в запустение. За эти годы здания лишились массивных железных ворот и других металлических частей и частично разрушились. В 2014 году сообщалось о планах восстановить гидроаэродром, но они не были реализованы.


Первый ангар встречал посетителей сразу после поворота в сторону гидрогавани. Эксперты полагают, что он использовался для ремонтных работ. В одной из его комнат долгое время на стене читалась надпись "Курить запрещено" на немецком. В советское время помещение использовалось как автопарк.

Начало его разбора в феврале этого года обеспокоило местных жителей и туристов. Работы приостанавливались — прокурор Балтийска подавал иск в отношении собственника объектов Аслана Нюдюрбегова. Причиной стали нарушения при организации работ. 

Как следует из карточки дела, через несколько месяцев ведомство отказалось от своих требований. Стороны заключили мировое соглашение. Демонтаж металлических конструкций продолжился в августе 2020-го. Сейчас сохранилась часть стен с граффити. 

Второй ангар находится напротив частично ушедшего под воду пирса. Его легко узнать по стоящей рядом невысокой башне управления полётами. Ранее часть крыши была остеклена. Но из-за выпадения стёкол в начале 1960-х рамы демонтировали. В некоторых местах покрытие всё ещё хранит повреждения от снарядов. 

В советское время здесь находилась технико-эксплуатационная часть. Башня управления полётами во время войны лишилась кровли и была накрыта досками. По назначению в советское время не использовалась. Это наиболее сохранившееся здание. Комплекс с башней предложили признать объектом культурного наследия с установкой защитных зон. Строения стали памятниками в сентябре этого года. 

Третий ангар располагается справа от выхода к заливу. По бокам здания находились башни, верхние площадки которых использовались для установки зенитных орудий. Правая стена и прилегающая к ней башня начали обрушаться около 1955 года, после чего здание не использовали.

Сегодня сохранился подъём на левую башню, позволяющий взобраться на крышу ангара и зенитную площадку. Строение используется туристами как смотровая площадка. Охранного статуса у него нет.

Четвёртый ангар сохранил лишь несущие конструкции, перекрытия и крышу с двойной аркой, бетонированную площадку перед зданием. Внутренних механизмов не сохранилось либо они отсутствовали. Верхняя часть была остеклена. Здание не имеет охранного статуса.

Пятый ангар выделяется большими пролётами без внутренних опор. Имеет двускатную, почти плоскую крышу и башни с боков. В советское время использовался для стоянки истребителей МиГ-15, МиГ-17, позднее — как место хранения противолодочного оборудования самолётов. На небольшом удалении от ангара находится бетонное убежище.

На данный момент сохранилась правая башня и подъёмы в ней, используется как смотровая площадка. Строение признано объектом культурного наследия в октябре 2020 года.

Шестой ангар вмещал до 24 самолётов "Мессершмитт" и имел стальные перекрытия. Задняя стена и боковые пристройки были разрушены. Правая башня ангара сохранялась до октября 2020 и тоже играла роль смотровой площадки. Строение демонтировано собственником.