18:12

«Вдохновлял многих и был добрейшим человеком»: чем запомнится геймдизайнер, который погиб на Ленинском

  1. Статьи
«Вдохновлял многих и был добрейшим человеком»: чем запомнится геймдизайнер, который погиб на Ленинском  - Новости Калининграда | Фото: официальная страница в «ВКонтакте» Андрея Кузьмина
Фото: официальная страница в «ВКонтакте» Андрея Кузьмина

В ДТП на Ленинском проспекте погиб геймдизайнер Андрей Кузьмин, известный под псевдонимом «КранК». В его игры рубились ещё в нулевые, а история успеха вдохновляла других разработчиков. «Клопс» выяснил, чем запомнится калининградец.

Что произошло? 

Андрей Кузьмин попал под колёса ранним утром в субботу, 5 ноября. Как сообщили в ГИБДД, 33-летний водитель легковушки не заметил мужчину, перебегавшего дорогу в неположенном месте. По словам очевидцев, тело пролежало на проезжей части около трёх часов.  

Утром 5 ноября на Ленинском проспекте сбили пешехода. Видео Александр Пищик

Чем известен погибший? 

Андрей Кузьмин родился 24 апреля 1971 года в Калининграде и окончил физфак КГУ, теперь это БФУ им. И. Канта. Примерно тогда же парень начал разрабатывать игры: тогда это делали единицы. 

В 1992 году он основал компанию «К-Д Лаб», а позже — KranX Productions. Отечественная индустрия компьютерных игр в то время только зарождалась, но уже в 1998-м вышла игра «Вангеры».

«"Вангеры" стали культовой игрой по многим причинам. Как мне кажется, основные — это уникальность геймплея, стиля и сеттинга, а также реиграбельность. Игре удалось собрать вокруг себя преданных фанатов, которые долгие годы держали проект в инфополе», — объяснил автор Telegram-канала «Геймдев, который мы заслужили» Rowen Laan (псевдоним).

«Его (Кузьмина — ред.) проекты были ни на что не похожи. «Вангеры» — это игра, у которой нет аналогов. Это даже не совсем игра. Чтобы понять, почему она такая уникальная, нужно её просто запустить. <...> Других таких не было и вряд ли будут, на самом деле», — поделился мнением ведущий подкаста «Нажми, чтобы начать» Семён Окороков. 

В 2004 году вышел «Периметр», действие которого разворачивалось в той же вселенной, что и в «Вангерах». По мнению Rowen Laan, она «была неплохой игрой, отечественной стратегией, которая не пыталась затрагивать избитые сеттинги, например, ВОВ». 

Позже вышло дополнение, сборник фантастических рассказов и вторая часть игры. Фанаты надеялись на продолжение. 

Среди других популярных проектов, над которыми работал Андрей Кузьмин, — игры «Самогонки», Hammerfight и стратегия King’s Bounty: Legions, в которую можно играть на телефоне и в соцсетях. 

В 2014 году KranX Productions адаптировали «Вангеров» под современные ПК, чтобы геймеры нулевых могли предаться ностальгии, а к 2023 году готовилось ещё одно переиздание совместно с компанией VG Limited. 

«Мы временно заморозили [переиздание] и постараемся выпустить её чуть позже, если так захочет команда разработки и семья Андрея», — сообщил директор по развитию издательства VG Limited Андрей Круглов.

Последний проект Кузьмина — чат-бот в Telegram CLeveRAge, с помощью которого пользователи могли бы поиграть в усложнённый аналог «Мафии». КранК презентовал его в 2021 году на калининградском игровом фестивале Playport. 

Кузьмин также писал инструменты для разработки игр. По словам Rowen Laan, они использовались и в собственных проектах, и в издаваемых компанией «1C». «Во времена отсутствия доступных игровых движков и фреймворков это, скорее всего, помогло многим игровым разработчикам», — добавляет автор Telegram-канала.

30 ноября должны подводиться итоги конкурсной программы подросткового фестиваля креативных индустрий Art&Play. Андрей Кузьмин входил в состав жюри.

«Невероятный человек»

«Андрей Кузьмин был невероятным человеком. То, как он видел мир и какие миры он создавал благодаря этому — уникальный случай. Помимо огромного вклада в наш геймдев, он ещё повлиял на множество людей, которые стали разработчиками и подарили нам прекрасные проекты. Он был не разработчиком, а художником, который создает миры. Создателем миров», — убеждён Семён Окороков.

«КранК был из тех, кто создал игровую индустрию в России, приложил руку к множеству игр. Его проекты — это всегда что-то новое и отличающееся от всего, что вы когда-то могли видеть. Несколько моих друзей-геймдизайнеров равнялись именно на Андрея, когда начинали свой путь в индустрии. Он вдохновлял очень многих людей и был добрейшим и открытым человеком даже с незнакомыми ему людьми. Очень жаль, что такого человека больше нет с нами», — добавил Андрей Круглов.

«Сложно обычному человеку объяснить тяжесть утраты от внезапного трагического ухода Кранка. Все мои подписчики, услышавшие о его смерти, оказались глубоко шокированы, ибо лично знакомы с его творчеством и осведомлены о его бесценном видении и подходу к созданию игр.

«Вангеры», «Периметр» и множество других проектов не только стали культовыми у нас, но и заимели множество высоких оценок от зарубежных критиков. Мало того! Кранк и его опыт были хорошим примером и вдохновением для многих разработчиков. Я рад, что мне выдалась возможность пообщаться с ним лично.

Я не могу описать насколько тяжело его близким, но могу точно дать понять, что для игровой индустрии из ру-сегмента утрата слишком горестна», — поделился YouTube-обзорщик игр Бэбэй (псевдоним).