Транзит грузов по железной дороге из «большой» России в Калининград и обратно разрешили. Власти РФ считают, что аналогичное решение должно быть по автомобильным перевозкам, а литовские политики критикуют правительство республики за мягкотелость. «Клопс» продолжает вести блокадную хронику: вспомним, что произошло в последние пять дней.
11 июля
В Кибартае литовские таможенники развернули грузовик, вёзший древесину из Калининградской области.
Временный поверенный в делах РФ в Литве Сергей Рябоконь заявил, что в качестве ответной меры на ограничение транзита литовским транспортным компаниям могут запретить работать в России.
12 июля
«Литовские железные дороги» сообщили, что 15% от всех грузов, которые перевозят ж/д транзитом из «большой» России в Калининград, — санкционные товары. За первую половину 2022 года через Литву в наш регион и обратно перевезли 550 тыс. тонн таких грузов.
За сутки литовцы не впустили из области 34 фуры. Грузовики везли «санкционку»: алкоголь, автодетали, древесину, мебель, стекло и машинное масло.
13 июля
Ночью в СМИ начали появляться сообщения о том, что ЕС и РФ договорились о транзите грузов в Калининград из основной части страны через Литву. Остаётся только уговорить Вильнюс, не идущий на компромисс.
В первой половине дня существование этого документа опровергли правительство региона, Песков и Еврокомиссия.
Около 16:00 ЕК всё же опубликовала разъяснения. Согласно инструкции, России разрешено возобновить транзит через Литву по железной дороге, за исключением грузов для военных целей. Необходимо также контролировать объёмы перевозок: они должны быть в пределах средних значений за последние три года. Автотранзит так и не разрешили.
В МИД Литвы заявили, что страна «продолжает выступать за самые строгие и самые широкие формы применения санкций ЕС».
На сайте ведомства ещё раз изложили позицию государства: «Литва эффективно обеспечит применение санкций путём тщательного мониторинга, принципиальной оценки и проверки того, не пытается ли Россия злоупотреблять транзитными возможностями. После выявления таких случаев или с учётом интересов национальной безопасности Литва оставляет за собой право в одностороннем порядке предотвратить такие попытки».
Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис пока изучает рекомендации ЕК в отношении Калининграда и не комментирует ситуацию.
«МК» пишет, что после разъяснения Еврокомиссии бывший премьер-министр ЛР, глава демократической партии «Во имя Литвы» Саулюс Сквернялис усомнился в компетентности МИД республики и его главы. Демократы хотят на следующей неделе пригласить Ландсбергиса, чтобы тот объяснил, как проходили переговоры с Еврокомиссией и что привело к «неблагоприятным для Литвы решениям».
«Деятельность министра уже становится односторонней, не только вызывающим международные и экономические последствия, но и оставляющим нас в одиночестве на международной арене», — добавил Сквернялис.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова тоже прокомментировала изменения по транзиту: «Это решение, снимающее ограничения для определённой номенклатуры продукции, перевозимой железнодорожным транспортом, — проявление реализма и здравомыслия. Хотя вопросы по содержанию данного документа у нас остаются».
Антон Алиханов считает, что это только первый шаг решения проблемы. Теперь «требуется аналогичное снятие ограничений и в части автомобильных перевозок».
В этот же день сухогруз «СТК-1004» завершил свой первый регулярный рейс между портами Бронка и Калининград. На линии между регионом и «большой» РФ это шестое судно.
14 июля
Политолог Раймундас Лопата, представляющий партию «Движение либералов», высказал своё мнение: власти Литвы должны занять более жёсткую позицию и отклонить предложения ЕК, которые позволили бы провозить подсанкционные товары через Литву.
«Суть вопроса довольно проста — мы государство или территория, через которую проходит дорога, и мы проходной трактир?» — заявил Лопата в интервью изданию «15 минут».
Эксперт добавил, что не понимает, почему страна должна «делать исключения для Калининграда». Депутат сейма считает, что на решение ЕК повлияло давление со стороны других государств: «Скорее всего, в первую очередь Берлина. <...> У меня предчувствие, что руководство Литвы согласно на некий компромисс. Это плохо».
Утром глава региона подробнее прокомментировал объявленное накануне решение ЕК. Алиханов рассказал, что рекомендации еврокомиссаров сняли более 80% ограничений по транзиту. Первые поставки грузов в Калининград по железной дороге должны начаться сегодня-завтра, добавил губернатор.
Премьер Литвы Ингрида Шимоните заявила, что продолжать спор с Еврокомиссией было бы нерационально и республика будет выполнять принципы, опубликованные ЕС. Порядок транзита не изменится, пока литовские ведомства не разработают новые правила, взяв за основу рекомендации ЕК.
15 июля
Политолог Георгий Бофт тоже прокомментировал решение ЕС. Он считает, что досмотр российских грузов, которые следуют через Литву, будут проводить тщательно и долго.
«Вы всякий раз будете доказывать литовскому таможеннику, что вы имеете право провезти этот груз. Будут искусственные пробки создаваться на дороге, — отметил Бофт.
Ранее «Клопс» уже вспоминал, как закрывали сухопутный транзит грузов в Калининградскую область, и составил хронологию первых 20 дней блокады.
В хронике событий ещё 5 дней спустя: Еврокомиссия так и не опубликовала разъяснения по калининградскому транзиту, а Россия не приняла ответные меры на транспортные санкции.