17:32

Расправа в Казани: как понять, что подросток собирается пойти по стопам убийц из «Колумбайна»

  1. Статьи
Расправа в Казани: как понять, что подросток собирается пойти по стопам убийц из «Колумбайна» - Новости Калининграда | Иллюстрация: Глеб Бобыльков / «Клопс»
Иллюстрация: Глеб Бобыльков / «Клопс»

В казанской гимназии 19-летний студент взорвал бомбу и устроил стрельбу, на момент публикации известно о девяти погибших и свыше 20 раненых. Отец стрелка рассказал, что парень учился там четыре года назад, не был религиозен, радикальных взглядов не высказывал.  Мы вспомнили аналогичные трагедии и выслушали мнение психолога.  

История из прошлого столетия

Тема детских массшутингов зазвучала после трагедии 1999-го года в американской школе «Колумбайн». 20 апреля двое старшеклассников пришли со стрелковым оружием, коктейлями Молотова и самодельными бомбами, к теракту они готовились как минимум год. Нападавшие убили 12 учеников и педагога, ещё 23 человека получили ранения.

Позже выяснится: свои намерения парни не скрывали. Радикальные взгляды они высказывали вслух и в личном блоге: кто из одноклассников бесит и должен «получить по заслугам», как нанести вред окружающим или собрать взрывное устройство.

Пытавшихся украсть оружие из грузовика школьников ловили, передавали психологам и службам, работающим с трудными подростками. Не помогло. Зачем устроили бойню? Из-за ненависти к альма-матер, проблем с родителями и «состояния войны с обществом».

Киношный образ: чёрные плащи, берцы и очкиЮные боевики прославились благодаря киношному образу: они заявились в школу в чёрных плащах, очках и берцах. Как писали «РИА Новости», атрибуты стали поводом для романтизации массового расстрела — в соцсетях время от времени встречаются фан-группы, посвящённые теме «Колумбайна». Подписчики не считают подростков убийцами — лишь аутсайдерами, которые отплатили своим обидчикам за регулярные выпады. Вдохновляются расправой и российские школьники.

  1. В феврале 2014 года десятиклассник из московской школы застрелил учителя географии и взял в заложники одноклассников. Позже юноша открыл огонь по приехавшим на место полицейским, один из них погиб. Охотничий карабин и браунинг парень взял из сейфа отца — он когда-то служил в органах. Одноклассники считали его неспокойным, психиатры и вовсе признали невменяемым, рассказывали «Известия».
  2. В мае 2017 года в городе Усинске 16-летний ученик открыл пальбу по другим детям. Инцидент произошёл во дворе школы, где парень выстрелил из пневматики не менее шести раз. Пострадала девочка 2003 года рождения, директор получила выговор, а стрелку вменили статью «Хулиганство». По данным «Усинск-Новости.РФ», молодой человек вину не признал.
  3. В сентябре 2017-го в школу города Ивантеевка ворвался вооружённый девятиклассник. Парень открыл огонь из пневматической винтовки, взорвал самодельные бомбы и устроил поножовщину. Среди пострадавших учительница информатики — ей он выстрелил в лицо и ударил секачом по голове, — и трое выпрыгнувших из окон детей. В соцсетях подросток был подписан на колумбайн-сообщества, подражал американским стрелкам он и своим внешним видом.
  4. В январе 2018 года два подростка в пермской школе устроили поножовщину. Отношения юноши выясняли в кабинете, где проходил урок четвёртого класса. Педагог и ученики попытались разнять старшеклассников, но получили ранения. Во время конфликта пострадали 15 человек. 
  5. В этом же месяце девятиклассник из Улан-Удэ при помощи двух приятелей пронёс в школу коктейли Молотова и топор. В одном из классов он поджёг и бросил бутылку с бензином, ранил топором нескольких учеников, угрожал учительнице убийством, а затем вонзил в себя нож. Госпитализировали семь человек. В соцсетях нападавшего нашли подписки на группы, призывающие к резне в школах.
  6. В октябре 2018-го студент четвёртого курса Керченского политехнического колледжа устроил стрельбу и подорвал взрывное устройство в здании учебного заведения. Погибли 18 человек, ещё полсотни пострадали. Подозреваемый покончил с собой. Разрешение на ружьё 12 калибра он получил месяцем ранее, за пару дней до теракта купил к нему 150 патронов. «Комсомольская правда» писала, что действия крымского убийцы до деталей повторяли план стрелков из «Колумбайна».
  7. В ноябре 2019 года огонь по студентам Амурского колледжа строительства и коммунального хозяйства открыл 19-летний учащийся. Купленное ранее ружьё он пронёс в рюкзаке мимо охраны, а перед стрельбой зарядил в туалете. Погиб студент, ещё трое пострадали. Нападавший покончил с собой. Устроить бойню он решил из-за конфликтов с сокурсниками.
Расправа в Казани: как понять, что подросток собирается пойти по стопам убийц из «Колумбайна» - Новости Калининграда | Иллюстрация: Глеб Бобыльков / «Клопс»
Иллюстрация: Глеб Бобыльков / «Клопс»

Вычислить и обезвредить

Решившиеся на массовое насилие школьники могут вести себя по-разному: если часть из них до последнего держит планы в тайне, то другие говорят о предстоящей расправе открыто. Другой момент, что окружающие на это могут не обратить внимания, объясняет калининградский психолог Евгений Ипатов.

Почему это происходит?

 «Тот опыт, который я изучал, не имеет каких-то чётких алгоритмов. Есть одна особенность, которая может всех объединять: внутренняя несправедливость и желание уничтожить мир».

Люди, которые рассказывают окружающим об оружии и намерениях использовать его во вред, «испытывают колоссальное давление. Единственный способ избавиться от него — уничтожение всех вокруг». Специалист отмечает, что убийство живого существа — это своеобразный переход черты. Моральная сторона вопроса оценивается уже потом и, как правило, другими людьми:

Очень точно этот момент описан у Достоевского: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» По большому счёту каждый проходит через это — могу я себе позволить быть вершителем судеб, властелином мира или нет.

Готовящиеся к террорам школьники «совершают акт самоубийства через убийство других», встречаются и другие мотивации: не важно, что будет впереди — надо отомстить обидчику за буллинг, уничтожить объект ненависти.

Что делать, если ребёнок читает про школьные теракты?

Если ребёнок проявляет нездоровый интерес к теме массшутинга или вступил в колумбайн-сообщества, эти моменты нужно прояснять. По словам психолога, он должен дать этому оценку, объяснить, что для него это такое: «Сложный момент: когда у ребёнка всё хорошо с интеллектом и он исследует эту тему, то он прекрасно понимает, что его могут заподозрить в странных намерениях. Поэтому будет либо закрывать, либо зашучивать эту тему».

«Эмоциональный интерес будет, а вот осознать, чем он вызван, ребёнку очень сложно. Есть потребность прояснять: почему кто-то совершает самоубийства, а кто-то приходит в школу и стреляет в других? Это попытка выстроить отношение к миру. Если кто-то нарушает привычный уклад вещей, как я к этому отношусь?»

Если ребёнок пытается ответить с сарказмом, это сигнализирует о недоверии — нужно найти человека, с которым он может быть искренним. «Зашучивание — реакция, которая говорит, что тема для разговора недостаточно безопасная».

Как понять, что ребёнку промыли мозги?

Когда на чадо оказывают влияние извне, это сказывается на его поведении: школьник становится закрытым, отстранённым, чаще обсуждает темы, связанные с насилием, уходит от рефлексии о ценностях жизни.

«Агрессия и категоричность суждений — способ отстаивания своих интересов. Моя карта мира такая, и у меня не очень много аргументов, нет ресурсов для доказательства своей точки зрения — буду доказывать радикально».

Есть ли шанс исправить это?

Дайте возможность высказаться, проговорить всё — это поможет «снять давление, которое испытывает человек», советует Евгений Ипатов. Если кто-то разделит напряжение, то дальше ребёнок станет действовать безопасно — в противном случае будет ждать возможности довести задуманное до крайности.

Что делать, если в класс моего ребёнка пришёл подросток с оружием, как вести себя?

Советуйте как можно меньше геройствовать, не контактировать с агрессором. Если есть возможность бежать из опасного места или хотя бы спрятаться — пусть пользуется ей. «В этой ситуации разговоры могут принести только вред — оппонент существует на инстинктивном уровне. У него есть животная агрессия — убивать. Если взывать к его человеческому, высок риск погибнуть».

Первое, что сделали террористы, убили всех парней и мужчин

«Например, ситуация в Беслане была следующей: это была линейка, террористы ехали на машине. Старшие братья, сёстры стояли напротив малышей — те не видели, как захватывают школу. Они не ушли, потому что напротив стояли их родственники. Вся линейка оказалась в заложниках. Первое, что сделали террористы — убили всех парней и мужчин: тех, кто мог оказать сопротивление»

Власти регионов усилят меры безопасности в образовательных учреждениях после ЧП в Казани.