"Клопс" продолжает следить за работой общественного транспорта в Калининграде и области. Цель проекта "Сам себе контролёр" — найти и показать ответственным лицам проблемы, с которыми сталкиваются пассажиры.
В общественном транспорте Калининграда между пассажирами и кондукторами часто возникают разногласия, если автобус, трамвай или троллейбус не могут доехать до конечной, а проезд уже оплачен. Имеют ли пассажиры право на возврат денег, куда жаловаться на перевозчика и как составить претензионное письмо — в материале "Клопс".
Что говорит закон
По правилам перевозок, в случае прекращения поездки по тем или иным причинам пассажиры вправе воспользоваться приобретённым билетом для проезда в другом транспортном средстве того же маршрута. Если это невозможно, деньги должны вернуть.
По закону о защите прав потребителей перевозчик может вернуть деньги в течение десяти дней с момента предъявления соответствующего требования пассажира.
Это означает, что кондуктор не обязан незамедлительно возвращать деньги вне зависимости от способа оплаты проезда", — говорит юрист Алексей Нестеров.
По словам эксперта, получить потраченные на билет средства можно, но для этого нужно обращаться к перевозчику или организатору транспортного обслуживания.
Пассажиру необходимо подробно описать ситуацию: указать маршрут, номера автобуса, причину внезапной остановки", — говорит специалист.
Как вернуть деньги?
Калининградцы направляют требования о возмещении средств перевозчикам, а в случае оплаты безналом — муниципальному Центру организации движения и пассажирских перевозок (ЦОДИПП) на Гагарина.
В салоне каждого маршрутного транспортного средства размещена информация о предприятии: название, номер лицензии, адрес регистрации и контактные телефоны. При расчёте банковской картой или "Волной Балтики", вся необходимая информация будет размещена на билете.
МКУ "Центр организации движения и пассажирских перевозок". Адрес: Калининград, ул. Ю. Гагарина, д. 103-103А. Телефон: 312021. E-mail: 338868@klgd.ru
МКП "Калининград-ГорТранс". Адрес: Калининград, ул. Киевская, д. 17. Телефон: 605222. E-mail: kld.gortrans@mail.ru
ООО "Вест Лайн" ул. Третьяковская, 4. Телефоны: 93-04-84, 93-05-00
ООО "ПАП"/"ИП Фомин М.В". Адрес: ул. Узловая, 4. Телефоны: 68-71-12 69-72-69
ООО "ТОТЕМ". Адрес: Гурьевск, ул. Калининградское шоссе, д. 15 А. Телефон: 59-24-74
ИП "Койков". Адрес: Калининград, ул. Третьяковская, 4. Телефон: 8-952-112-27-95
ООО "Маршрутное такси" /ИП "Скиба". Адрес: ул. Камская, 28. Телефоны: 65-45-21, 65-40-42
ООО "Балттрансавто". Адрес: ул. Киевская, 19. Телефоны: 63-11-05, 63-11-35, 63-11-70
Почему нельзя получить деньги сразу или в режиме онлайн?
При отсутствии единой информационной системы не представляется возможным организовать автоматический процесс возврата средств, если, например, деньги были списаны с карты. Подобный заявительный характер существует в железнодорожном сообщении и в авиации", — говорит руководитель общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Ехать на автопредприятия необязательно. Заявление с требованием возврата средств можно написать на электронную почту ЦОДИПП.
Что делать, если перевозчик отказываться вернуть деньги?
Покупка билета в транспорте удостоверяет факт заключения договора. Перевозчик обязан доставить пассажира до обозначенной в маршруте остановки. Поломка транспорта не является форсмажорным обстоятельством, так как автопредприятие отвечает за техническое состояние своего автобуса, поэтому либо обеспечивает доставку, либо возвращает деньги.
В случае отказа нужно отправить претензионное письмо на юридический адрес предприятия-перевозчика. После этого можно через суд потребовать возврата всей стоимости билета, поскольку не выполнены обязательства. Можно заявить и моральный ущерб, если для оформления необходимо было несколько раз ездить в офис компании", — поясняет Нестеров.
Как составить претензию
Письмо-претензия составляется в произвольной форме, но с соблюдением некоторых правил, чтобы при необходимости документ мог быть представлен в суд.
Нужно указать данные адресата, информацию о заявителе (включая адрес и телефон), суть претензии, подписать документ и указать дату составления бумаги. В тексте следует сформулировать своё требование о возврате средств, сроки исполнения и меры, которые будут предприняты, если просьбу не удовлетворят.
Для участия в проекте "Сам себе контролёр" присылайте предложения или описание проблемы на электронный адрес auto@klops.ru.