43-летняя калининградка, найденная вместе с сыном мёртвой в своей квартире, надевала на мальчика платья и не водила его в школу. Об этом и других обстоятельствах жизни семьи "Клопс" рассказали подруги и соседи погибшей.
Марина Дергунова (имя изменено) работала танцовщицей в стриптиз-клубах регионального центра и за границей. Она вернулась в Калининград с ребёнком, прожив несколько лет в Башкирии. Марина переехала в республику в 2007 году, после школы получив среднее юридическое образование. Именно в Башкирии женщина познакомилась с отцом мальчика и родила сына.
Сбежала от возлюбленного и родила
"Они не жили вместе, но Марина хотела семью, а он выпивал. После того, как сожитель избил её, Марина сбежала в Калининград. По телефону она рассказывала, что ей пришлось "лечить нервы и вставлять зубы", а вскоре выяснилось, что она беременна. Родился Артём", — рассказала Ольга, подруга умершей.
Отец не общался с мальчиком, но получал от Марины его фотографии и говорил, что сын — "ребёнок индиго". Тогда мальчику диагностировали аутизм.
Забыла ребёнка на балконе
Уходя на работу в клубы, мать оставляла мальчика дома одного. Также женщина могла взять малыша с собой.
"По телефону Марина рассказывала то о своих приключениях и развлечениях, то о том, как забыла сына на балконе, и он сильно замёрз. Через время могла сказать, что Артём очень талантливый и учит несколько языков. Очень жаль их", — сказала Ольга.
Связь с Мариной поддерживала и её бывшая одноклассница Ирина (имя изменено). Женщина считает, что мальчик был очень талантливый.
"Перед школой ему сняли диагноз аутизм — она мне показывала справку. Артём в три года читал и писал, легко складывал в уме четырёхзначные числа. Мы даже шутили, что его сразу в пятый класс надо отдавать. В результате в школу она его так и не повела", — говорит Ирина.
Женщина корит себя за то, что не обратилась в органы опеки. Последний раз подруги виделись в сентябре 2018 года.
"Я подумала, что она идёт с девочкой. Это был Артём – страшно худой, волосы ниже пояса. Тогда я ещё раздумывала: что лучше, родная мать или детский дом", — вспоминает Ирина.
После обнаружения мумифицированных тел Марины и Артёма Ирине написала знакомая, которая 10 лет назад ставила мальчику диагноз. Она сообщила, что тогда специалисты предлагали Марине лечь в больницу из-за проблем с психикой, но она отказалась.
С коляской ни разу не видели
Соседи Марины Дергуновой по дому на Старопрегольской набережной в Калининграде говорят, что первое время они не замечали проблем в её семье. Артём ходил в специализированный детский сад.
Соседка Марины по лестничной клетке Маргарита Владимировна, педагог на пенсии, рассказала, что когда мальчику поставили диагноз, Марина заходила к ней со справкой. Женщина просила объяснить, что за заболевание нашли у её малыша.
"Я успокоила её, сказала, что лёгкие отклонения есть, но в этом нет ничего страшного", — говорит пенсионерка.
Пила и одевала сына как девочку
Несколько лет назад жители подъезда поняли, что проблемы в семье серьёзнее, чем кажутся. Когда Марина выходила с сыном на улицу, он был в платье или юбке и в обуви мамы. Женщину стали видеть нетрезвой.
"Она буквально на четвереньках заползала по лестнице — настолько пьяная. И спрашивала: "Какой этаж?" Мы пытались поговорить с ней, но она перестала с нами общаться. Нашу квартиру она периодически затапливала, и моей жене удавалось заглянуть к ней: полы и стены бетонные, а мальчик ходит по дому без одежды", — говорит сосед Юрий.
Не могли попасть в квартиру
В этом же доме живёт сотрудница детской поликлиники. Когда выяснилось, что семья давно не посещала врача, женщина обратилась в соцслужбы.
"Я лично и ещё несколько жильцов жаловались в разные инстанции на ситуацию в семье, особенно активно в 2018 году. К Марине приходили органы опеки, сотрудники отдела образования, участковые. Они не могли попасть в квартиру, потому что она не открывала дверь. Специалисты опрашивали соседей и уходили. Просили звонить и сообщать, как только она появится на улице", — говорит Юрий.
Маргарита Владимировна вспоминает, что периодически в её домофон звонили разные мужчины, искали Марину. Среди них были и представители банков. По их словам, она брала в кредит мебель и вещи, но по счетам не платила.
Мальчик защищал мать
Соседи периодически слышали, как Марина кричала на сына и била его, а он плакал. Но, несмотря на то, что ему доставалось, Артём заступался за маму.
"Однажды Марина затопила нас. Я увидела её в магазине и подошла поговорить, а Артём встал между нами со словами: "Не трогайте мою маму, она хорошая", — вспоминает жена Юрия.
По словам жильцов дома, Дергуновы затапливали соседей регулярно. Надежда Юрьевна живёт на два этажа ниже, но и по её стенам и потолку лилась вода.
"В прошлом году во время очередного потопа люди собрались около подъезда и караулили Марину. Когда она появилась, стало ясно, что говорить не о чем: она была невменяемая. Мы так и не смогли с ней поговорить", — вспоминает женщина.
Стало подозрительно тихо
По разным данным, в последний раз жильцы дома видели Марину с ребёнком в ноябре — декабре 2018-го. Затем мать и сын исчезли.
"Уже после нового года к нам снова приходили сотрудники соцслужб и полиции. Я им сказал — там что-то не так. Ни шагов, ничего не слышно. Они говорят: "А вдруг она уехала? Мы не имеем права вскрывать квартиру". Я предложил взять вышку и заглянуть в окно. Почему квартиру наконец-то вскрыли, я не знаю. Пришёл с работы и узнал, что их нашли", — констатирует Юрий.
По словам источника в правоохранительных органах, следствие рассматривает, в том числе, версию убийства ребёнка матерью. В квартире не нашли запасов продуктов или остатков еды. Тела матери и ребёнка были раздеты и лежали в разных помещениях квартиры.
Официальное мнение
Журналист "Клопс" обратился за комментариями в областное министерство социальной политики. Там пояснили, что семьёй занимались городские службы в структуре управления образования Калининграда. Оперативно прокомментировать инцидент городские соцслужбы не смогли, пообещав предоставить информацию в ответ на официальный запрос. В полиции также заявили, что сообщат информацию в ближайшее время в письменном виде.
С уполномоченным по правам ребёнка в Калининградской области Ириной Ткаченко удалось поговорить по телефону. Она сообщила, что сейчас проверяется, как взаимодействовали социальные службы, органы опеки и полиция. Детский омбудсмен подтвердила, что сигналы о неблагополучной семье были, но попасть в квартиру никто не мог.
"Поймите, что полиция по любому поводу вскрывать квартиру не может. В последнее время была информация, что мама с ребёнком уехали к родственникам. Сведений о том, что там происходит что-то страшное, не было. Ни школа, ни объекты профилактики не могли просигнализировать о проблемах, поскольку ребёнок там не находился", — пояснила Ирина Ткаченко.
Мумифицированные тела женщины и её 12-летнего сына обнаружили в их квартире в понедельник, 29 апреля. В региональном СКР возбудили уголовное дело об убийстве (п. "а", п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ). Назначены экспертизы для установления обстоятельств и точной причины гибели людей. В Следственном комитете дадут оценку работы органов опеки.