11:54

Жертвы пьяных водителей и лихачей

  1. Новости
Против водителя "Лексуса" Сергея Кривченко, который на улице Куйбышева в Калининграде насмерть сбил 16-летнюю Кристину Фомченко и 25-летнюю Юлию Шарапу, возбуждено уголовное дело по части 6 статьи 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". В ходе расследования статья еще может поменяться, но пока максимальный срок, который ему грозит, − 9 лет. "Клопс.Ru" вспомнил, чем закончились дела о громких "пьяных" ДТП с жертвами.
 

2010-й год. Переход на Московском проспекте. Один погибший: 

Алексей Петров, 14 лет
 
Водитель Алексей Рудыченко, получил 4 года, вышел через полтора
В начале ноября 2010 года 21-летний студент БГА Алексей Рудыченко сбил двух молодых парней на пешеходном переходе на Московском проспекте. В результате аварии 14-летний Алексей Петров погиб на месте, 19-летний Дмитрий Скоропад получил серьезные травмы, в результате аварии ему пришлось ампутировать ногу.
 
В процессе судебных заседаний статью, по которой судили Рудыченко, поменяли. Инкриминируемую ему часть 4 ст. 264 УК РФ – Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в состоянии алкогольного опьянения, – поменяли на часть 3 – согласно ей, обвиняемый был трезв. В итоге Рудыченко получил 4 года колонии-поселения. Однако, по словам отца пострадавшего в аварии Димы, Владимира Скоропада, через 1,5 года студент вышел по УДО. "Я  изначально не был доволен решением суда. Ведь у нас как? Решает не суд, а деньги – у кого карман шире, тот и прав", – с горечью в голосе говорит мужчина. После освобождения студент БГА Алексей Рудыченко завершил свое обучение. Петровы – самая обычная семья. Мама по профессии бухгалтер, но кормит семью отец. У Петровых остался младший сын – восьми лет, и мать теперь боится отпускать мальчика на улицу.
 

2011-й год. Авария под Гурьевском. Трое погибших:

 
Кирилл Кликоцкий, 21 год Анатолий Ментесашвили, 20 лет Юля Зобова, 19 лет
 
Водитель Виктор Соловьев, получил 8,5 лет колонии-поселения
20-летний Толик Ментесашвили, 19-летняя Юля Зобова, 21-летний Кирилл Кликоцкий – этих ребят не стало по вине Виктора Соловьёва. Все случилось 25 июля 2011 года в Гурьевске. Виктор без разрешения взял у отца "Мерседес", много выпил (в крови эксперты обнаружили 1 промилле алкоголя) и повез знакомых. По пути он не справился с управлением, врезался в придорожное дерево. Толик, Кирилл и Юля погибли на месте. Сам Соловьёв получил незначительные травмы.
 
Он пытался уйти от наказания, путался в показаниях – якобы, и за рулем сидел не он, и вообще ничего не помнит. Однако следствие настолько грамотно отработало, что сомнений у суда не было – машиной управлял именно Соловьёв, скорость была сумасшедшая. Изначально районный суд приговорил его к 5 с половиной годам колонии-поселения. Калининградский областной суд отменил решение. В итоге Соловьев получил 8,5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Также ему предстоит выплатить родственникам погибших по 500 тыс. руб. в качестве компенсации морального вреда.

2012-й год. Трасса Калининград – Полесск. Один погибший:

Александр Урбетис, 17 лет
 
Водитель Александр Васильев, получил 4,5 года-поселения
 
Еще одна авария, которая унесла жизнь молодого парня, произошла в ноябре 2012 года на трассе Калининград-Полесск. Депутат Полесского района Александр Васильев, ехав по трассе, на своем "Мерседесе" сбил 17-летнего подростка Александра Урбетиса. Депутатская иномарка пошла на обгон и вылетела на нерегулируемый пешеходный переход. Погибший – 17-летний житель Гурьевска Александр Урбетис. В тот день он не собирался в Баевку. Днем он выполнил задания матери: помог по дому, сходил на почту заплатил за коммунальные услуги. Вечером планировал встретиться с друзьями в городском парке.
 
Было доказано, что скорость автомобиля превысила 100 км/ч, а сам водитель незадолго до ДТП покурил марихуану. В итоге он получил 4,5 года колонии-поселения, в пользу матери погибшего суд взыскал компенсацию морального вреда в размере 1 миллиона рублей. Мать погибшего мальчика решение суда устроило, но подсудимый и его адвокат не согласились. В апелляционной жалобе адвокат называет приговор суда "необоснованным, немотивированным и подлежащим отмене…", он поставил под сомнение не только указанную скорость, но и химико-токсикологическое исследование. Областной суд рассмотрел апелляцию и оставил вынесенное решение без изменения.
 

2012-й год. Трасса под Гурьевском. Двое погибли:

 
Виталий Фролов Ирина Фролова
 
Водитель Ахмед Чанкуров, получил 4 года и 8 месяцев лишения свободы
В ночь на 8 марта 2012 года БМВ Х5 начальника ГО и ЧС Гурьевска Ахмеда Чанкурова вылетела на встречку и врезалась в "Мицубиси Галант". Погибла семья − Ирина и Виталий Фроловы. Со слов тогдашнего главы ГИБДД Юрия Казакова стало известно, что водитель БМВ Х5 за месяц до аварии дважды задерживался за управление автомобилем в нетрезвом виде. Следствие изменило Ахмеду Чанкурову статью, установив, что во время аварии он был пьян − "Нарушение правил дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц". Следствие продолжилось, однако спустя год из дела убрали данные о том, что в момент ДТП Чанкуров был пьян. В итоге он получил не максимальный срок - 7 лет, а 4 года и 8 месяцев лишения свободы. Чанкуров не согласился и обжаловал приговор, однако Калининградский областной суд оставил его в силе.
 

В России смешные сроки, а как в других странах?

Адвокат Антон Самоха в авторской колонке на "Клопс.Ru" высказывает мнение о том, что пьяные водители-убийцы в России получают "смешные" сроки. 
 
"Соцсети кипят и полны примерами, когда пьяные гонщики, сбившие одного или нескольких человек, получали крошечные сроки. Почему? – возмущаются люди. За ответом долго ходить не надо – он в системе нашего законодательства. ДТП изначально отнесены к категории неосторожных преступлений: по мнению законодателя, тот, кто сбил пешехода, делает это не намеренно. В ином случае это было бы предумышленное убийство. Наказание за неосторожное преступление преступник может отбывать только в колонии-поселении (ст.58 УК РФ), а значит, общий или строгий режим изначально виновнику не грозит".
 
 
Страна
Наказание за езду в пьяном виде (пойманному в первый раз)
Наказание за гибель человека в "пьяном" ДТП
Россия
Штраф в 30 000 рублей и лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет
Лишение свободы на срок до 7 лет и лишение прав на срок до трех лет
США
Штраф в $300 и лишение прав на полгода
До 10 лет тюрьмы и лишение прав
Украина
Лишение водительских прав сроком до трех лет, штраф 2550–3400 гривен ($260–425), 40–50 часов общественных работ или 7–10 суток ареста
До 15 лет тюрьмы и лишение прав
Великобритания
За вождение в пьяном виде человека наказывают штрафом до 10 тысяч долларов или лишением свободы на полгода
Срок заключения до 14 лет и лишение прав
Литва
Минимальное наказание за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения в Литве – от 1 до 1,5 тысячи литов с лишением прав управления до полутора лет. Максимальное наказание – штраф до 5 тысяч литов, лишение прав до 5 лет.
 
Срок до 10 лет и лишение прав
Сингапур
Пьяного водителя, пойманного впервые, лишат прав на один год. Ему может грозить штраф или полугодовое тюремное заключение, при рецидиве – до трех лет лишения свободы.
Если произошла авария, в ходе которой кто-то погиб или пострадал, помимо тюремного срока преступнику полагается до шести ударов палкой
 
Не всегда угроза заключения в тюрьму может повлиять на поведение нарушителя-рецидивиста, считает глава регионального Союза защиты прав автомобилистов Георгий Румянцев.
 
"Все зависит от сознания людей, часто встречаются случаи, когда водителей лишили прав управления, а они все равно ездят, тут все зависит от породы человека, если он по жизни нарушитель, то будет продолжать гнуть свою линию", – поясняет Румянцев.
 
Юрист считает, что резонансное ДТП на Куйбышева еще раз ярко продемонстрировало, что нужно возвращаться к бальной системе нарушений ПДД, когда водитель не сможет бесконечное число раз нарушать ПДД, потом оплачивать штрафы, и продолжать ездить "чистым".
 
В советские времена была бальная система, то есть при наборе определенного количества балов за нарушение ПДД водителей лишали права управления, – продолжает Румянцев. – Гоставтоинспекция хотела вернуть такую систему, но пока в Госдуме к такому решению оказались не готовы.
 
"Я считаю, что наказание не имеет отношения к правонарушению. Теоретически допустимо, что при ужесточении наказания автомобилисты будут нарушать меньше. Но есть такая категория людей, которая ставит собственное поведение выше всякой ответственности. Им все равно на ответственность, они будут нарушать и дальше", – считает член адвокатской палаты Калининградской области Вреж Асламазян.
 
Светлана Корсун, адвокат, защищавшая пострадавшую при наезде автомобиля:
 
"Несколько лет назад перед МВД была поставлена задача снизить число аварий и смертность на дорогах в полтора раза. Для этого были внесены поправки в КоАП, связанные с ужесточением штрафов за нарушения. Однако такие меры оказались малоэффективными.
 
Несмотря на то, что ушли в прошлое штрафы по 100 рублей, число дорожных аварий уменьшилось незначительно, а пьяные водители, особенно у нас в Калининграде, продолжают ездить на дорогах. Причем, судя по всему, их количество также не уменьшается.

Дальнейшее ужесточение в виде штрафов никак не повлияют на ситуацию, не изменит общую картину и обязательная уголовная ответственность за смертельные ДТП. Для осознания всего этого должно пройти время. Кроме того, следует привлекать к ответственности родственников виновников "пьяных" ДТП. Отпуская своего пьяного супруга (супругу) за руль, люди должны осознавать, что им тоже грозит ответственность.
 
В Госдуме уже заговорили об ужесточении наказания для водителей, севших за руль пьяными. Законопроект предлагает установить уголовную ответственность за повторное управление автомобилем в пьяном виде и повторный отказ от медосвидетельствования. Предполагаемые санкции — от штрафа в 300 тысяч рублей (8,8 тысячи долларов) до принудительных работ или лишения свободы на срок до двух лет.