21:57

Калининградка передала областному архиву уникальные фотографии

  1. Новости
Пару недель назад в редакцию "Вечернего трамвая" позвонила женщина: "У меня много довоенных и послевоенных фотографий Кёнигсберга — отдать их некому, а выбрасывать жалко. Я готова передать их заинтересованным людям».
 
Журналисты "ВТ" связались с главным архивистом Государственного архива Калининградской области Анатолием Бахтиным, который живо заинтересовался предложением калининградки. Историк и корреспондент отправились в гости к Римме Павловне, чтобы изучить наследие Кёнигсберга и увидеть Калининград глазами первых переселенцев. 
 
— Моя семья приехала в Калининград в 1945 году из Подмосковья. Тогда мне было около 7 лет. Мой отец делал эти фотографии в 1969 году. А в 1973 году его не стало, — рассказывает Римма Павловна, разложив на журнальном столике чёрно-белые снимки. — Я не хотела бы называть свою фамилию и ворошить историю нашей семьи — у нас непростая судьба, после войны отцу даже пришлось сменить имя. Папы давно нет, умерли почти все мои близкие — мама, муж, внук и дочь... Из родственников осталась только пожилая сестра. Фотографии, которые сделал отец, сегодня никому не нужны. Может, они пригодятся нашим историкам и потомкам?
 
Анатолий Бахтин с интересом рассматривал чёрно-белые снимки, на которых   изображён послевоенный город, нет высоток, но цела брусчатка, часть сгоревших кварталов пустынны.  Некоторые места узнаваемы — они сохранились. Другие мы никогда не увидим.
 
Из полусотни фотоснимков главный архивист заострил внимание на пяти фотографиях.

Город, лежащий в руинах

На одном снимке изображены женщины, идущие по дороге среди развалин немецких строений — в них угадываются развалины Королевского замка. 
 
— Посмотрите, какая прелесть, — комментирует Бахтин. — Это же единственный в своём роде кадр! Я такого не видел.
 
На другом фото — книжный магазин, располагавшийся в 60-е в здании касс Калининградского зоопарка.
 
 
Улица Крарла Маркса
 
Ещё пять снимков, хоть и дублируют уже имеющиеся в хранилищах фотокарточки с видами города, тем не менее интересны. Часть фото подписана, часть — нет. Анатолий Бахтин без труда узнаёт в развалинах, изображённых на снимках, очертания современных проспектов и переулков.
 
— Вот это — проспект Мира. Смотрите, как изгибаются рельсы, — увлечённо комментирует он, —  а это дерево до сих пор растёт на углу, прямо за ним — сброс воды из ближайшего водоёма. Брусчатая мостовая ещё цела…
 
Кроме фотографий Калининграда, в альбоме Риммы Павловны более десятка фото  Кёнигсберга, переснятых из редких книг и альбомов, а также оригинальные снимки Правдинска, Ольштына и Балтийского побережья.
 
— Есть довольно интересные фотографии, а есть по-настоящему уникальные! Такие как, например, изображения развалин замка и Рейхсбанка, — говорит Анатолий Бахтин. — Я отчётливо помню, как гулял здесь подростком и видел послевоенный город, лежащий в руинах.
 
Семейный фотоархив из 45 фотографий Римма Павловна безвозмездно передала Государственному архиву Калининградской области.
 
По словам Анатолия Бахтина, основную ценность всегда представляли негативы – именно они и являются документами, а не сами фотографии. "К сожалению, люди не всегда сохраняли их – большая часть утрачена. Но даже фотоснимки передаются в Государственный архив довольно редко – в среднем раз в год.
Был случай, когда люди предлагали областному архиву выкупить целую коллекцию фотографий Раушена (Светлогорск). Но финансирование учреждения не позволяло сделать это. Всего в хранилищах архива на данный момент находится несколько тысяч негативов. Их учёт и сбор начался с 1947 года. Благодаря таким людям, как Римма Павловна и её отец, тёмных пятен в истории нашего города с каждым годом становится всё меньше", - добавил Бахтин.
 
 
Как будут работать в январские праздники калининградские учреждения: расписание и полезные телефоны
Читать