10:23

«Слышим нападки»: основательница Wildberries высказалась о войне банков с маркетплейсами

  1. Россия и мир

Основательница Wildberries Татьяна Ким выступила с открытым письмом в адрес ЦБ, федерального правительства, Госдумы и Совфеда из-за требований банков ограничить скидки маркетплейсов. Она считает претензии кредитных организаций попыткой избавиться от конкурентов и сохранить комиссионные доходы. Об этом пишет «Коммерсант» во вторник, 25 ноября. 

По мнению предпринимательницы, публичная критика со стороны банков — это попытка «избавиться от конкурентов». Она также ответила на заявления о якобы недоплаченных налогах, которые ранее звучали в адрес онлайн-платформ. Своё мнение высказал и глава «Сбера» Герман Греф. На форуме «Фокус на клиента» он заявил, что маркетплейсы недоплатили 1,5 трлн рублей налогов из-за системы скидок.

«Позже «Сбер» даёт пояснения, что речь на самом деле шла не о скидках, а о налогах, которые якобы будут упущены в 2026 году из-за «налогового арбитража» продавцов маркетплейсов, применяющих спецрежимы. Мол, крупные бизнесы платят НДС, а малые — работают по упрощённой схеме. Так, малые и средние предприниматели, легально применяющие специальный налоговый режим, стали вдруг в представлениях «Сбера» преступниками», — отметила Ким, добавив, что и сам банк использует налоговые льготы для своих услуг.

Wildberries, отмечает основательница, первой в торговой отрасли вступила в мониторинг ФНС в 2020 году и участвует в эксперименте службы по снижению налоговых рисков у продавцов на платформах. По оценке экспертов, нарушения есть лишь у 0,3% компаний и ИП на маркетплейсах. Тем удивительнее, по словам Ким, «слышать нападки со стороны «Сбера» в адрес наших селлеров».

Предпринимательница отмечает, что банки активно развивают собственные маркетплейсы и онлайн-магазины. Это опровергает утверждения о невозможности конкуренции между финансовыми организациями и маркетплейсами. Предпринимательница уверена, что истинная мотивация банков — снижение расходов на кешбэки и бонусы, сохранение комиссий и устранение соперников. По её мнению, такие меры приведут к стагнации российского бизнеса, росту цен и ухудшению конкурентной среды.

Крупные банки ранее призвали запретить маркетплейсам прямые скидки для покупателей. ЦБ поддержал финансовые организации в этом споре — глава регулятора Эльвира Набиуллина направила министру экономического развития Максиму Решетникову письмо с предложением ограничить деятельность онлайн-платформ.