Осколки Кенигсберга
Автор: Иван Скобей
29.01.2017
17:25

Первая коронация короля, Гофман и пустырь у Нижнего озера: история Бургкирхи. Спецпроект Клопс.Ru "Осколки Кёнигсберга"

Сегодня мы с вами отправимся в район Нижнего озера, в юго-восточную его часть, где пролегает современная улица Шевченко. А во времена Кёнигсберга она носила красивое название "Французская" и была знаменита расположенной неподалёку красивейшей протестантской Бургкирхой. С историей зарождения этого направления христианства в Кёнигсберге и с самой кирхой мы сейчас вас познакомим.
 
Бургкирха — Burgrkirche
 
Название до 1819 года: Немецкая реформатская церковь — Deutsch Reformierte Kirche
Время строительства: 1690 —1696 годы.
Адрес расположения: Königsberg, Burgkirchen Platz, 10 — Калининград, район Нижнего озера, со стороны ул. Шевченко, в месте заброшенного фонтана (слева от ГТРК "Калининград").
Архитектор: И. А. Неринг.
 
 
Историческая справка
 
Прежде чем начать рассказ о самой Бургкирхе, необходимо сделать небольшой экскурс в историю и познакомить вас с возникновением протестантизма в Кёнигсберге. В городах южного побережья Балтийского моря, где протестантизм активно распространился уже в первой половине XVI века, со временем возникла проблема возведения новых храмов. Протестантское храмостроительство в Балтийском регионе не носило массового характера в силу существования здесь значительного количества других крупномасштабных средневековых культовых сооружений, уже приспособленных в период Реформации для протестантских богослужений.
 
Если говорить о польской диаспоре в Кёнигсберге, нужно отметить, что, помимо католиков, старокатоликов и лютеран, в городе существовала небольшая, но крепко сплочённая группа протестантов-кальвинистов, и появилась она в XV веке. Уже в 1658 году реформаты организовали в Кёнигсберге свою отдельную школу и две реформатские церкви — немецкую Бургкирху (Burgrkirche), основанную в 1616 году, и французскую реформатскую кирху (Französisch — Reformierte Kirch), заложенную в 1733 году. Прихожане и верующие  этих двух церквей активно помогали и всячески поддерживали друг друга в духе интернационализма. Первое реформатское богослужение было проведено Иоганном Кроциусом (Crocius) в 1616 году в одном из помещений Кёнигсбергского замка, а последнее прошло спустя двести два года — в 1818 году.
 
 
В 1701 году была создана отдельная польская реформатская община, проводившая свои богослужения поначалу в Замковой церкви, а потом — в Замковой церковной школе. Интересно отметить, что Замковая церковь Кёнигсберга (Königsberger Schloßkirche) была построена при князе маркграфе Георге Фридрихе Вальдекском (Georg Friedrich von Waldeck) архитектором Власием Бервартом. Она была заложена в 1584 году, и её строительство продолжалось тринадцать лет — вплоть до 1597 года. Главный фасад церкви был выполнен в красивом архитектурном стиле ренессанс.
 
В 1701 году в Замковой церкви прошла коронация первого прусского короля Фридриха III (Friedrich III), несмотря на то что столицей Прусского королевства на тот момент был Берлин. Также в ней была проведена коронация другого немецкого императора — кайзера Вильгельма I (Wilhelm I) в 1861 году. Во время штурма Кёнигсберга в 1945 году Замковая церковь сильно пострадала, была разрушена, её руины были окончательно разобраны в 1968 году.
 
Также нельзя не отметить, что ортодоксальные идеи Жана Кальвина (Jean Cauvin), французского богослова, реформатора церкви и основателя кальвинизма, нашли в Кёнигсберге благодатную почву. Они проникали в такие учебные заведения города, как Фридрих – коллегиум (Fridericianum – Collegium) и Бург–шуле (Burg–schule). Известно, что в первом в 1732—1740 годах учился сам И. Кант (Immanuel Kant), а во втором, в 1782— 1792 годах, — писатель Э. Гофман (Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann). В этих школах они воспитывались в духе строгого пиетизма, но монументальное реформатское учение оказало на них разное влияние. И. Кант обратился к философским наукам в целях познания истины путём метафизических рассуждений, а Э. Гофман направил свой талант к пониманию смысла жизни путём литературных мистических фантазий.
 
Э. Гофман — почётный житель Кёнигсберга
 
 
Эрнст Теодор Вильгельм (Амадей) Гофман (Ernst Theodor Wilhelm (Amadeus) Hoffmann) родился в Кёнигсберге 24 января 1776 году на Французской улице (Französische Straße), где когда-то поселились бежавшие из Франции гугеноты-кальвинисты. Семья Гофмана, особенно мать и её родня, придерживались реформатских религиозных взглядов. В числе предков Э. Гофмана называют польскую фамилию Багиньских (Bagenski). В кёнигсбергском окружении Э. Гофмана находилось много поляков и людей, связанных с Польшей. Из уважения к Амадею Моцарту в 1805 году он сменил имя Вильгельм на Амадей (Amadeus). Заметки о музыке публиковал под именем Иоганна Крайслера (Johannes Kreisler).
 
В школьные годы, обучаясь в реформатской Бург-шуле, Э. Гофман попал под опеку ректора Стефана Ванновского (Wannowski). Во время беспорядков в Польше в 1772—1773 годах он приехал в Кёнигсберг и остался в нём. До конца своих дней он говорил по-немецки с польским акцентом. С. Ванновский заметил у Э. Гофмана литературные наклонности и всячески их поощрял.В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием. Все попытки Гофмана зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям. Лишь после 1813 года дела его пошли лучше — после получения небольшого наследства.
 
После отъезда из Кёнигсберга Э. Гофман жил в Глогау (Глодув), Позене (Познань), Плоцке и в Варшаве до 1807 года. В Польше Э. Гофман познакомился и женился на польке Михалине Рорер-Тшиньской (Michalina Rorer-Trzynska), которая пережила мужа на 37 лет. В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни. Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг. 
 
Сейчас в районе улицы Шевченко, слева от ГТРК "Калининград", находится памятный камень, который символизирует место расположения дома №25 по бывшей Французской улице (Französische Straße) Кёнигсберга, где провёл первые годы своей жизни Э. Гофман.
 
Строительное описание здания
 
 
В 1662 году курфюрст Фридрих Вильгельм I Бранденбургский (Friedrich Wilhelm von Brandenburg) разрешил строительство в Кёнигсберге немецкой реформатской церкви и школы, для чего протестантской общине города была предоставлена площадь Шляхтхофплац (Schlachtchofplatz), в переводе с немецкого языка — "площадь скотобойного подворья". Спустя лишь двадцать восемь лет, 25 мая 1690 года, в Кёнигсберге — уже первым королём Пруссии Фридрихом I (Friedrich I) — был заложен камень в основание будущей первой реформатской кирхи города, которая получила название красивое название — Бургкирха (Burgkirche). Дословный перевод с немецкого звучит как "городская кирха". Однако до 1819 года она носила старое название — Немецкая реформатская церковь (Deutsch Reformierte Kirche).
 
Сама кирха была возведена в Кёнигсберге на возвышенном берегу площади, у Городской церкви (BurgkirchenPlatz), в юго-восточной части Замкового пруда (Schloβteich). Проект кирхи был разработан берлинским архитектором Иоганном Арнольдом Нерингом (Johann Arnold Nerin) в 1685—1687 годах .Бургкирха являлась уменьшенной копией Новой церкви (Nieuwe Kerk) в Амстердаме (Нидерланды), возведённой в 1649 — 1655 годах, и была выполнена в стиле голландского ренессанса. Она была освящена и открыта 23 января 1701 года при участии прусского короля Фридриха I, который лично присутствовал на её первой церковной службе.
 
 
Бургкирха представляла собой двухэтажное неоштукатуренное здание, с главной башей и входным порталом с лицевой стороны и четырьмя боковыми нефами, по два с каждой из сторон кирхи. Завершала эту композицию полукруглая апсида, обращённая к Замковому пруду. Высота главной башни составляла 57,5 метра, она так и осталась недостроенной — по сравнению с первоначальным вариантом. Внешний вид башни очень напоминал ранние протестантские церкви в Нидерландах — Зёйдеркерк (Zuiderkerk) и Вестеркерк (Westerkerk) архитектора Хендрика де Кейзера (Hendrick de Keyser). Свод кирхи венчала массивная вальмовая черепичная крыша. Её церковный двор окружала галерея в один этаж, выкупленная в конце XIX века муниципалитетом для создания там музея.
 
Сама кирха гармонично соединила в себе классические готические детали средневековой кирхи: каменные звёздчатые своды, апсиду и главную башню (служившую одновременно колокольней), барочные композиционные приёмы в виде поперечно ориентированного внутреннего пространства массивного входного портала с двумя колоннами в нижней части башни. Появление этих готических элементов в архитектурном облике кирхи можно объяснить возрождением церковной схоластики и широким распространением мистицизма в Кёнигсберге того времени.
 
 
Главный храм кирхи имел сложную объёмно–пространственную композицию, вытянутую с севера на юг. Зал церкви содержал пять сводчатых хоров. Интерьер был достаточно простым, не содержал картин и украшений, внутреннее убранство в основном изготовлено из дерева, церковный алтарь представлен простыми элементами, без драгоценных украшений и богатых изысков. Кафедра из орехового дерева, орнаментированная резьбой, была создана в 1699 году знаменитым кёнигсбергским мебельным мастером Каспаром Шрайбером (Caspar Schreiber). Она имела два входа и располагалась вдоль нефа — как длинный стол. Орган работы мастера Йозуа Мозенгеля (Josua Mosengel) был изготовлен в 1724 году и отличался превосходно исполненной резьбой, увенчанной прусским орлом 1724 года работы другого кёнигсбергского столярного мастера Натаниэля Манкке (Nathaniel Mankke). Колокола кирхи были отлиты из бронзы в 1707 году.
 
 
В 1727 году коммерческий советник Чарльз Кабрит (Charies Cabrit) завещал свои личные деньги на строительство ветхозаветного портала входных ворот в церковь, выходящего на Бергплатц (Bergplatz). Сам портал был украшен тремя женскими фигурами из песчаника, олицетворявшими правосудие —посередине, с мечом в левой руке, милосердие и любовь — по бокам от неё.
 
В ходе варварских бомбардировок Кёнигсберга в августе 1944 года британской авиацией кирха получила серьёзные повреждения, всё внутреннее убранство сгорело, но стены и главная башня всё­-таки устояли. В таком виде руины Бургкирхи простояли до 1954 года, после чего были взорваны и разобраны на кирпич. Варварской операции не поддалась только южная стена церкви, которая постепенно разрушалась и в 1969 году была окончательно снесена, оставив после себя голый и уродливый пустырь на берегу Нижнего пруда. В настоящее время на месте бывшей Бургкирхи разбит городской сквер с заброшенным фонтаном, расположенный возле солнечных часов в районе улицы Шевченко. 
 
 

Послесловие от автора

Сейчас, проходя по этому городскому скверу, вдоль Нижнего озера, уже трудно представить, что в довоенном Кёнигсберге на этом месте стояло столь красивое и великолепное в архитектурном исполнении здание. К сожалению, война не пощадила его, нанеся серьёзные повреждения, но восстановить и спасти кирху было можно и нужно. Тем более этому ничто не мешало на тот момент времени: ни прокладка новых дорог восстанавливаемого Калининграда, ни строительство на её месте новых хрущёвок. Однако советскими властями города было принято самое простое и малозатратное во всех смыслах решение — просто взорвать и разобрать её под основание, дабы навсегда стереть из памяти горожан память о ней и её былом архитектурном величии и красоте. Нам же, нынешним горожанам, остаётся только любоваться её довоенными фотографиями и ностальгировать по ушедшему навсегда великолепному архитектурному многообразию Кёнигсберга….