Новости
Автор: Константин Сериков
04.05.2017
12:22

Чужаки или новые местные: кто и как будет реформировать калининградский общественный транспорт

Архив Клопс.Ru Архив Клопс.Ru
Архив Клопс.Ru
К весне 2018 года в Калининграде хотят окончательно реформировать общественный транспорт: обновить подвижной состав и инфраструктуру с помощью частного инвестора. Клопс.Ru выяснял, чего ждать горожанам после таких нововведений. 

Надо менять больше половины автобусов

Реформа общественного транспорта началась в 2016 году. Тогда была перевёрстана маршрутная сеть, проведён новый конкурс среди перевозчиков. Для начала планировалось обновить парк и скинуть с шеи городского бюджета содержание электротранспорта. 
 
Однако если первую задачу выполнили хотя бы частично, то дотации на финансирование перевозок сократить не удалось. Вероятнее всего, финансирование "ГорТранса" даже будет увеличено, так как предприятию нужно платить за лизинг. В 2015–2016 годах в Калининграде купили 130 новых белорусских автобусов. Десять машин приобрели частные предприятия. Нужно заменить ещё порядка 150 единиц. Кроме того, город остро нуждается в 12 троллейбусах, надо менять почти все трамваи. 

Две стратегии, и за обе придётся заплатить

По словам Александра Ярошука, у городских властей есть две стратегии развития общественного транспорта к новому конкурсу в 2018 году. 
 
Первая — поиск инвестора, который займётся обслуживанием всех городских маршрутов, включая троллейбусы и трамваи. Ему отдадут и муниципальное предприятие "Калининград-ГорТранс". При этом выпадающие расходы частника планируется покрыть из регионального бюджета. 
 
Второй сценарий — экономически обоснованный тариф на пассажирские перевозки. По расчётам того же "ГорТранса", это 26 рублей за поездку при нулевой рентабельности и 28 рублей с учётом инвестиционной составляющей. Сейчас горожане платят 20 рублей, недостающие шесть — восемь планируется покрывать также за счёт бюджета. 

Инвестор думает 

В правительстве Калининградской области Клопс.Ru сообщили, что сейчас идут переговоры с потенциальным инвестором, который может заняться городскими перевозками. Что это за компания, не озвучивается. 
 
Первоначально речь шла о том, что частный бизнес монополизирует рынок автобусных перевозок, но на днях Александр Ярошук уточнил список требований. По его словам, инвестор должен заняться также содержанием электротранспорта с заменой подвижного состава и эксплуатацией сети. 
 
Как пояснили в пресс-службе министерства развития инфраструктуры, в правительстве уточнят позиции для инвестора и будут ждать от него ответа.

Провести ревизию, а не устраивать революцию 

Перевозчики не видят смысла отдавать всё в руки частникам, да ещё и никому не известному инвестору из Москвы. По их мнению, это приведёт к тому, что тариф вырастет до столичного — 35 рублей за поездку, а электротранспорт будет уничтожен окончательно. 
 
"Ни один частный инвестор не будет поддерживать трамвай и троллейбус, то есть то, что заведомо убыточное. Этим может заниматься только муниципальное предприятие", — говорит руководитель региональной ассоциации перевозчиков Владимир Гренц.
 
Эксперт убеждён, что "чужак" сначала задавит все местные предприятия, а потом установит свои порядки. Подобная ситуация могла произойти во время конкурса в 2016 году: если бы частники не получили маршруты, то сейчас бы стоимость билетов в автобусах была на уровне 26–28 рублей, как рассчитал "ГорТранс". 
 
"Вся идея с поиском инвестора — очередная абсурдная утопия. Найдём — а если он уйдёт? Что делать будем, когда не останется других перевозчиков? Мне кажется, что такими идеями только подставляют главу региона ", — отметил Владимир Гренц.
 
По его словам, городу нужно не искать инвестора, а просто провести ревизию использования бюджетных средств. "ГорТранс" получил в прошлом году новые автобусы, были вложены большие бюджетные средства.
 
"Нужно поменять головы управленцам или самих управленцев. Дело только в этом. Надо провести тотальную ревизию на "ГорТрансе", оценить просчёты, которые там были допущены, посадить в кресло руководителя предприятия нормального специалиста, который будет нацелен на результат, и тогда МУП будет нормально функционировать", — отметил Гренц.
 
Позиция главы "Калининград-ГорТранса" Анатолия Мухомора остаётся неизменной: единственное, что может улучшить экономику предприятия, — это повышение тарифа на перевозки либо дотации из бюджета. 

Как обновлять парк

Частные перевозчики готовы обновлять свой парк постепенно — по 10% в год. Быстрее не сможет никакой инвестор — поделился мыслями руководитель одного из калининградских предприятий. В среднем автобус, работающий в две смены, может использоваться 10 лет. То есть ежегодно городской автобусный парк должен обновляться на 30 единиц. 
 
Перевозчики хотят иметь гарантии, что, обновляя парк, они продолжат работу. Последние семь лет они давали такие обещания, но новые автобусы закупали со скрипом. 
Какие ещё новшества ждут калининградский транспорт?
 
В качестве очередного этапа транспортной реформы власти города планировали организацию выделенных полос, внедрение электронных билетов и сокращение пригородных автобусов, работающих на маршрутах внутри Калининграда. Однако сроки реализации всех этих инициатив до сих пор неизвестны. 
9