17:41

Восемнадцать лет волокиты: калининградцы отсудили десятки тысяч за лежащие под сукном у полицейских дела

  1. Новости
Архив "Клопс".
В последнее время калининградцы всё чаще используют возможность получить компенсацию за нарушение разумных сроков правосудия. Если уголовное дело не расследуется следствием более четырёх лет, если следователи работают спустя рукава, то можно подавать в суд.


Подозреваемая, которую никто не ищет


В 1999 году калининградская предпринимательница Елена Х. отправила в Грецию целый самолёт соотечественников. Желавшие работать на апельсиновых плантациях полетели в Грецию, заплатив туристической фирме госпожи Х. примерно по тысяче долларов с человека. В Афинах самолёт с россиянами встретили представители греческих властей. Выяснилось, что туристическая фирма не оформила документы и россиянам не то что работать — пересекать греческую границу нельзя. Людей выслали обратно и запретили въезд в страны Евросоюза.

Одними из пассажиров того злополучного рейса была супружеская пара. По возвращении в Калининград супруги обратились с заявлением в милицию: предпринимательница Х. отказалась возвращать потерпевшим их тысячи долларов и вообще хоть как-то компенсировать полёт в Грецию и обратно. Милиция провела проверку. В возбуждении уголовного дела было отказано. Супруги решили добиться справедливости и написали новое заявление. Через полгода отказов и жалоб дело было возбуждено.

Их представитель, калининградский юрист Марина Монастырная, рассказывает "Клопс" о странностях следствия в этом несложном с юридической точки зрения деле. По её словам, расследование больше напоминало бюрократический футбол: прокуратура и суд обязывают полицию начать расследование, полиция принимает материалы к производству, чтобы через некоторое время опять закрыть или приостановить дело, юрист снова обращается в прокуратуру или суд с жалобой на незаконные действия следствия. Этот "футбол" продолжается 18 лет. За это время владелица туристической фирмы Х. была объявлена в федеральный розыск, но умудрилась приехать из Голландии в Россию и получить новый паспорт взамен старого, у которого вышел срок действия.

В 2008 году, после очередного незаконного отказа следствия, материалы этого уголовного дела были оперативно уничтожены. Суд обязал восстановить их. Полиция подчинилась. Странным образом в восстановленное уголовное дело попали... якобы уничтоженные документы из старого дела.

Комментируя ситуацию, Марина Монастырная сказала "Клопс": "Дела не расследуются, потому что их просто не хотят расследовать по странным основаниям. И потому что допустивший нарушения закона следователь не несёт за это никакой ответственности. Следователь и начальник отдела, который утверждает действия следователя. Даже если нарушение закона признано прокуратурой и установлено судом, руководство не принимает никаких мер. Даже премий не лишают".

За волокиту и нарушение следствием разумных сроков правосудия калининградцы взыскали 250 тысяч рублей. Эту сумму потерпевшим от "юридического футбола" выплатило Министерство финансов Российской Федерации. То есть за "игры" конкретных следователей из Центрального райотдела полиции заплатили все российские налогоплательщики.


Ни денег, ни квартиры


Другая семья также получила компенсацию за нарушение разумных сроков правосудия в размере 150 тысяч рублей. Фабула этого дела проста, как таблица умножения. 11 лет назад семья граждан Литовской Республики познакомилась с калининградским предпринимателем Андреем Вербитским. Он пообещал им за относительно небольшую сумму обустроить квартиру на мансарде в старом немецком доме на улице Коммунальной. У коммерсанта были для этого все необходимые документы: разрешение на переустройство, заключение судебной экспертизы и даже разрешение на переустройство мансарды в квартиру от областного ГИБДД.

Получив от клиентов 1 549 500 рублей, что на тот момент составляло 60 тысяч долларов, предприниматель Вербитский перестал отвечать на их звонки и появляться в своём офисе. Литовская семья обратилась в милицию. Уголовное дело милиция возбудила через шесть месяцев после регулярных обжалований в прокуратуре регулярных отказов. В процессе расследования выяснилось, что документы на перестройку мансарды, продемонстрированные предпринимателем, — фальшивки. Не говоря уже о том, что для переустройства мансарды каких-либо разрешений ГИБДД не требуется вообще.

Дело неоднократно приостанавливалось, следователи несколько раз теряли документы. Марина Монастырная рассказывает, что суд 15 раз признавал бездействие калининградских милиционеров, успевших стать за это время полицейскими, незаконным. Ещё десять раз об этом же заявила прокуратура.

В 2011 году Вербитского объявили в федеральный розыск, но вскоре выяснилось, что его никто не ищет: следователь подшил постановление в дело, но хода бумаге не дал. 16 июля 2014 года Калининградский областной суд вынес решение: бездействие следствия в очередной раз было признано незаконным. Потерпевшим была присуждена компенсация — 150 000 рублей. Деньги пострадавшей литовской семье выплатило опять же российское Министерство финансов.

В течение двух последующих лет Монастырная писала жалобы на бездействующих следователей. 30 августа 2016 года, через десять лет после обращения литовцев в милицию, Центральный районный суд Калининграда признал Вербитского виновным в мошенничестве и приговорил предпринимателя к трём годам лишения свободы. Условно, с испытательным сроком на четыре года. В настоящее время Монастырная обратилась в прокуратуру с заявлением, чтобы деньги, выплаченные её клиентам федеральным Министерством финансов (читайте — налогоплательщиками), были взысканы с виновных сотрудников РОВД Центрального района. "Я считаю несправедливым, когда следователи волокитят, а компенсации потерпевшим выплачивает бюджет. При этом следователи не несут никакой материальной ответственности", — заявила юрист.

Как сообщили порталу "Клопс" в пресс-службе Калининградского областного суда, в 2017 году рассмотрено шесть исков о присуждении компенсации за нарушение права на досудебное производство по уголовному делу. Четыре заявления из них были удовлетворены частично.

"Далеко не все готовы защищать свои права и добиваться выплаты компенсаций, — рассказывает адвокат Сергей Рогизный. — Это очень тяжело. И психологически, и финансово. Далеко не все могут себе позволить нанять адвоката на десять лет".

В его практике есть дело о мошенничестве. Гражданке С. знакомые пообещали купить по весьма льготным ценам квартиру. Она передала им деньги, они написали расписку. В результате ни денег, ни квартиры.

Сергей Рогизный рассказывает: "Мы три года писали заявления о возбуждении уголовного дела, а в полиции отказывали. Жалобы ходили по замкнутому кругу прокуратура — полиция. Есть сроки давности для привлечения к ответственности. Даже если хватит сил и упорства три года писать заявления, то на четвёртый тебе скажут: срок давности вышел".

После трёх лет переписки, жалоб и заявлений полиция была вынуждена возбудить уголовное дело. Но возбудить — ещё не значит расследовать.


Не хватило времени доказать


Как сообщили “Клопс” в пресс-службе Адвокатской палаты Калининградской области, в последнее время с жалобами на волокиту следователей стали обращаться не только потерпевшие, но и подозреваемые с обвиняемыми. Находиться больше четырёх лет под уголовным преследованием не сахар. Люди сильно устают.

Как считает адвокат Сергей Рогизный, этот психологический момент активно используют следователи. Например, у следствия недостаточно доказательств, но прекращать дело по так называемым реабилитирующим основаниям следователь не хочет: за это могут наказать. К тому же обвиняемый, которого оправдали, может требовать компенсации за незаконное уголовное преследование. И тогда следствие начинает волокиту, чтобы дотянуть до истечения срока давности.

"Прекращение по срокам давности не портит показатели работы отдела. К тому же следствие таким образом словно говорит: обвиняемый виновен, просто нам не хватило времени это доказать", — считает Рогизный.

В пресс-службе областного УМВД "Клопс" сообщили, что дело Елены  Х. согласно законодательству подлежит прекращению за истечением срока давности.

Дела предпринимателя Вербитского расследовалось длительное время, так он был объявлен в федеральный розыск. Как только в 2016 году Вербитский нашёлся, производство по делу закончили. Позднее Вербитский был осужден, добавили в пресс-службе.
 
Родители молодого человека Кирилла Кускова, погибшего в аварии на трассе Калининград — Балтийск, на протяжении двух лет добивались возбуждения уголовного дела. В аналогичную ситуацию попали родные 37-летнего калининградца, которого избили на пороге ночного клуба "Планета". Мужчина скончался.