09:42

Судьба перегонщика

  1. Новости


В ресторане «Разгуляй», что на Советском проспекте, в самом центре Калининграда, было шумно и весело.
- Наливай, Серега! Да не жалей… Последний раз пьем!
- Сплюнь, братан… Не дай Бог!
Из динамиков резали пространство тяжелые аккорды хард-рока. Стояло дождливое лето 2003 года. В «Разгуляе», простите за каламбур, гуляли мастера и подмастерья автоперегонного бизнеса, отмечая своего рода поминки по старым пошлинам на иномарки. В том году был установлен 7-летний барьер, ввозить в область семилетние (и старше) «Мерседесы», «БМВ», «Ауди» и прочие солидные марки автомобилей стало невыгодно. По бизнесу это решение, конечно, ударило, но не смертельно.
- Через месяц немецкие продавцы автомобилей вынуждены будут снизить цены, и будем ездить, как ездили, - рассказал мне тогда перегонщик Влад Чепелюк.

Кто на площадь, а кто – на границу


…Ездили до конца 2008 года. В тот памятный декабрьский день, когда во Владивостоке Московский ОМОН дубинками разгонял протестующих против очередного повышения пошлин на иномарки, на другом конце страны, в Калининграде, царили тишина и спокойствие. Здесь тоже нашлось немало недовольных повышением пошлин на иностранные автомобили, которые собрались в центре города у монумента «Мать-Россия». Однако милиции на мероприятие привлекли столько, что протестанты буквально растворились в серой милицейской униформе.
- Порядок прежде всего, - говорил, важно расхаживая среди своих подчиненных, замначальника милиции общественной безопасности Калининграда Алексей Лаврентьев.
И митинг прошел без эксцессов. Калининградцы покричали антиправительственные лозунги, вполголоса посетовали на «беспредел полицейского государства» и довольно быстро разошлись.

Калининград, в отличие от того же Владивостока, никогда и не отличался буйным нравом. Характерно, что практически на всех думских и президентских выборах Калининградская область безоговорочно поддерживала партию власти и кандидата от нее – Ельцина, Путина, Медведева. И когда в начале декабря вопрос с повышением пошлин на иномарки был решен, - премьер Владимир Путин подписал соответствующее постановление, - многие калининградцы вместо того, чтобы митинговать, рванули за границу – за автомобилями по старым таможенным ставкам. И пока в центре Калининграда выкрикивали лозунги, на государственной границе, в пунктах пропуска Багратионовск – Безледы, Мамоново – Гроново (на российско-польской границе), Советск – Панемуне, Чернышевское - Кибартай (на литовской границе) творился настоящий беспредел. Здесь скопились километровые очереди автомобилей, владельцы которых спешили оформить машины по старым правилам.

Поставщики иномарок


Калининград исторически, будучи приморским городом, был поставщиком недорогих иномарок для Москвы, Санкт-Петербурга и других городов европейской части СССР. Если в эпоху застоя иномарка была в стране очень большой редкостью, и ее могли позволить себе лишь влиятельные и знаменитые люди, в Калининграде с этим всегда было проще. «Мореманы» таскали с рейсов «Форды», «Опели», «Фольксвагены» и выставляли все это добро на продажу на гремевшем на всю Прибалтику Борисовском авторынке. В результате уже в начале 90-х годов доля иномарок в автомобильном парке Калининграда составляла около 70 процентов, в начале 2000-х перевалила за 90 процентов.


После развала Советского Союза на смену морякам в роли поставщиков иностранной автомобильной техники пришли специалисты - автоперегонщики. Это были отчаянные ребята, которых не смущали ни языковой барьер, ни опасность стать жертвой бандитов, которыми кишели в 90-е польские дороги.
- Я настоящий калининградец, - с гордостью пишет на одном из интернет-форумов некто Андрей. – В 80-е ходил в моря, в 90-е вначале таскал свитера и кожанки из Польши, потом перегонял машины из Германии…
- Количество занятых в автоперегонном бизнесе во времена пика этого вида деятельности (в конце 90-х годов – начале 2000-х. – Ред.) вместе с сотрудниками сопутствующих отраслей – автомастерских, сервисных центров, консультационных организаций, помогающих в растаможке машин, - достигало 80 тысяч человек, - говорят эксперты.
Цифра, вероятно, преувеличенная, но не сильно.

Первый удар по перегонщикам власти нанесли в конце 90-х годов, когда были введены квоты на т.н. областную растаможку автомобилей – льготный вид таможенного оформления машин. Машиной, оформленной по таким правилам, можно было пользоваться, не выезжая за пределы Калининградской области. Благодаря этому приобрести иномарку в Калининграде можно было очень недорого. К примеру, приличный свежий «Мерседес», оформленный на область, продавали за 6 – 6,5 тысячи долларов (справедливости ради надо сказать, что и средняя зарплата в области в те годы была около 100 долларов в месяц). Из-за квотирования поток иностранных машин стал более слабым. Потом, в 2003 году, повысили таможенные пошлины, сделав невыгодным транспортировку и продажу семилетних иномарок. А 1 июля 2006 года поток автомобилей еще меньше: в рамках новой редакции Федерального закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» льготную растаможку отменили. Число автоперегонщиков заметно сократилось, однако благодаря тому, что в это время в области, как и по всей стране, наблюдался впечатляющий экономический рост, потерявшие работу быстро трудоустроились.

За грань рентабельности


И вот – в разгар мирового финансового кризиса – калининградские перегонщики получили последний, теперь уже смертельный удар. Решение с 12 января 2009 года повысить таможенные ставки на ввоз подержанных иномарок опустит бизнес за грань рентабельности.
- Если раньше 8-летний «Фольксваген-Пассат» - очень популярный у нас в области – можно было купить за 400 тысяч рублей, то в этом году уже минимум за 530 тысяч, - говорит перегонщик с 12-летним стажем Андрей Каряка. – Только за растаможку придется выложить почти 8 тысяч евро.
- Пострадали не только перегонщики, но и потребители - автомобили уже стали не средством передвижения, а предметом роскоши, - считает Сергей Боярских, председатель Калининградского отделения Союза автомобилистов России. – Продажи машин снизятся однозначно. Цены уже поднялись. Конечно, сильнее всего повлияло на это повышение пошлин, но надо учитывать, что снизилась покупательская способность населения и значительно выросли курсы доллара и евро. Но больше всего не повезло перегонщикам…
- Сегодня в области около пяти тысяч перегонщиков, в смежном бизнесе работают еще 20 тысяч человек, - продолжает Каряка. – Как им выжить, на какие средства содержать свои семьи?
А напоследок – наверное, в качестве новогоднего подарка, - калининградским перегонщикам веселую жизнь устроила родная таможня. Последние автомобили, которые ввозились по старым правилам, оформлялись столь медленно, что границы превратились в унылые автомобильные отстойники.
- Почему таможня не пропускает машины? – пытались узнать правду журналисты.
- У них квоты на пропуск, - уверяли в один голос перегонщики. - Есть инструкция, на которую таможенники ссылаются, о том, что могут пропускать не более определенного количества машин в сутки, но бумагу нам не показывают, якобы указание устное и указывают загадочно пальцем наверх. По всем переходам такая ситуация. Раньше в смену, за 12 часов, пропускали 40 автомобилей, сейчас 15! Если бы был прежний режим пропуска, даже на уровне 30 машин - очередь исчезла бы за двое суток.
- Никаких квот нет! Калининградская областная таможня работает в усиленном режиме. Опубликованная в некоторых СМИ информация о резком сокращении количества оформляемого автомобильного транспорта, как для физических, так и для юридических лиц, является недостоверной. Таможней принимаются все необходимые меры для обеспечения бесперебойного таможенного оформления, - таким было официальное заявление пресс-секретаря областной таможни Оксаны Ивановой.

На практике, однако, наблюдалась диаметрально противоположная картина. Пункты пропуска сотрясались от скандалов и кровопролитных драк. Говорили, что даже сжигали автомобили. Мол, в Безледах кто-то попытался влезть без очереди и наткнулся на серьезное сопротивление своих коллег по бизнесу. Наглецу набили лицо, а его «Ауди» сбросили в кювет и подпалили. Однако официальных подтверждений на этот счет нет. Зато официально подтвердилась еще более страшная, трагическая информация. На исходе декабря в Кибартае 30-летний перегонщик умер от сердечного приступа, так и не сумев завезти автомобиль в область. Его тело несколько дней находилось на территории Литвы, где полиция выясняла причины смерти…

 

В семь раз меньше


Днем 11 января в Калининградскую область по старым таможенным правилам въехал последний автомобиль. Это был «Ауди А4». Эпоха перегонщиков на крайнем западе России закончилась. В разгар кризиса в Калининградской области в одночасье была ликвидирована целая отрасль малого бизнеса. Кто-то потерял работу, а бюджет потерял значительные таможенные поступления. Выиграли, наверное, российские автогиганты, только калининградцу далеки проблемы жителя Нижнего Новгорода и Тольятти.
- Теперь перегонщики «сядут», - не сомневается Георгий Румянцев, председатель общества защиты прав автомобилистов «ОСА». – На протяжении многих лет у этих людей был стабильный заработок, а теперь он испарился. Накалит социальную напряженность и экономический кризис. Но хочу подчеркнуть, что повышение пошлин не заставит калининградцев покупать отечественные автомобили, потому что в обозримой перспективе их качество не приблизится к качеству иномарок.


В январе, по данным областной таможни, ввоз иномарок на территорию региона сократился почти в семь раз. Борисовский авторынок сегодня выглядит полупустым – продавцов больше, чем покупателей. А цены на машины взлетели вверх. Ту модель, которую раньше можно было бы приобрести за 350 тысяч рублей, продают за 420. И это только начало. Кризис набирает обороты. И таможенные ставки назад не вернуть. Государству легче пожертвовать 20 тысячами калининградских перегонщиков, чем миллионами тружеников отечественной автомобильной промышленности. Тут логика кабинета министров железобетонная.

СУХОЙ ОСТАТОК

Как выросли пошлины

Автомобили с объемом двигателя до 1 тыс. куб. см - 2,5 евро за 1 куб. см (ранее - 1,4 евро);
1 - 1,5 тыс. куб. см - 2,7 евро за 1 куб. см (ранее - 1,5 евро);
1,5 – 3 тыс. куб. см - 2,9 евро за 1 куб. см (ранее - 1,6 евро);
1,8 - 3 тыс. куб. см - 4 евро (ранее - 2,2 евро)
Более 3 тыс. куб. см - 5,8 евро (ранее - 3,2 евро).