В Калининграде началось внедрение дорожных ограничителей нового типа — специальных островков безопасности, концепт которых разрабатывали в Москве. Об этом «Клопс» сообщили в городской администрации.
Новинки установлены в районе Острова, на улице Дзержинского, монтаж продолжается и на других магистралях. Целью проекта заявлено повышение безопасности пешеходных переходов и снижение скоростей автомобильного потока на подходах к зебрам.
При визуальном осмотре выявлен недочёт в оформлении одного из дорожных знаков: на стойке у разделительного элемента установлена табличка со стрелкой, указывающей не вниз, как нужно, а вверх. Это противоречит принятой схеме ориентирования транспортного потока.
Реакция водителей
Редакция получила отклики горожан, регулярно проезжающих по улице Дзержинского.
Калининградец по имени Николай недоумевает: «Зачем в этом месте островок безопасности?! Езжу здесь ежедневно — ну нет здесь большого трафика пешеходов! Тут ширина дороги позволяет за один раз перейти переход. Вот действительно — денег девать некуда».
Ему вторит другой шофёр, Владимир. «Дороги не расширяют, не делают более безопасными путём надземных и подземных переходов, зато свою беспомощность, никчёмность и лень пытаются нивелировать путём таких островков. Все гости удивляются бестолковой организации движения у нас в регионе».
Позиция экспертов
Профильные специалисты в области безопасности дорожного движения указывают, что подобные конструкции относятся к мерам пассивной защиты и успокоения трафика. Их функционал включает:
- формирование защитной зоны для пешеходов при пересечении многополосных дорог в два этапа;
- принудительное изменение траектории движения транспортных средств, что снижает среднюю скорость на подходах к переходам;
- повышение видимости перехода за счёт контрастной разметки, вертикальных элементов и дополнительного освещения.
По данным международных и национальных исследований транспортной безопасности, наземные решения, направленные на снижение скоростей и сокращение дистанций перехода, статистически уменьшают наезды и тяжесть последствий ДТП. В частности, вероятность летального исхода для пешехода резко снижается при падении скорости столкновения с 50–60 км/ч до 30–40 км/ч. Островки и сужение проезжей части являются инструментами, позволяющими системно добиваться таких значений эксплуатационных скоростей без постоянного присутствия контроля.
При этом специалисты отмечают, что строительство надземных и подземных переходов оправдано в местах интенсивного скоростного движения за пределами городов. Внутри муниципалитетов такие конструкции нередко демонстрируют низкую фактическую востребованность из‑за увеличения пути и времени обхода. Это приводит к стихийному переходу «вровень» и не снижает риски. В сравнении, корректно спроектированные наземные переходы с островками, подсветкой и светофорным регулированием обеспечивают больший уровень фактического использования и прогнозируемый эффект по безопасности.
Что будет дальше
Муниципальные власти планируют оценить эффект от новых мер на Острове и улице Дзержинского по нескольким показателям: это средняя скорость потока, доля водителей, уступающих пешеходам, и динамика ДТП с участием последних. По итогам наблюдений может быть принято решение о расширении практики на другие улицы или о корректировке геометрии отдельных участков, где зафиксированы затруднения движения.
Введение островков безопасности рассматривается как часть комплексного подхода к повышению безопасности уязвимых участников движения.
В Пионерском настроили светофор в угоду не знающим правил дорожного движения водителям. Подробнее — в материале «Клопс».