12:53

«Библионочь-2013» прошла под знаком Чехова

  1. Новости

В Калининградской городской библиотеке им. Чехова отшумела вторая по счету «Библиотечная ночь», прошедшая в рамках одноименной всероссийской акции. Ключевой идеей этой апрельской ночи стало творчество Антона Павловича Чехова.

Поэтому имели место и многоуважаемый шкаф, и варенье из крыжовника, и даже… выдавливание из себя раба. «Доктор Чехов врачевал нас своим творчеством», – отметила по этому поводу методист библиотеки Елена Котова.

Одним из гостей «Библиотечной ночи» стал писатель, архитектор, книжный график Андрей Балдин. Его творчество – любопытный сплав архитектуры и литературы.

В своей книге «Протяжение точки» Балдин восстановил географию путешествий Карамзина и Пушкина, а потом вывел зависимость: русский язык развивался в такт с географическими перемещениями наших писателей. Пространство настраивает слово. Слово складывается в зависимости от того, как мы путешествуем, уверяет автор.

– Русская карта устроена удивительным образом: она как будто «двухэтажна» – поверх реальной страны расстелена страница с текстом, – формулирует свою концепцию Балдин, – шагая по нему, читая его, мы мысленно разворачиваем, возводим в своих головах Россию как большой бумажный дом. А выглядит он нынче не лучшим образом. Наш дом из слов сегодня распадается, рассыпается на молекулы текста. Это можно определить как атомизацию сознания. Так же и литературная форма дробится. Нас интересуют мелочи, подробности, способные задержать читательское или зрительское внимание. Первенствует анекдот, реприза, скетч, клип. На большее не хватает дыхания. Книга как большее помещение смысла переживает в наши дни «архитектурный» кризис.

Та же история, отметил писатель, и в Калининграде. Особенно поразили его воображение «немного странный памятник Победы» и университетское здание с памятником Канту, которое, по определению Балдина, «запихнуто к жилому дому где-то во дворе». Подобное расположение бывшей Альбертины показалось писателю-архитектору симптоматичным. А вообще органику города он охарактеризовал как «занятную толкотню двух городов – русского и немецкого». В этом споре городов, по мнению Балдина, пока никто не побеждает – сплошная суета и хаос.

– Впрочем, при грамотном розыгрыше все это в конце концов должно мирно ужиться, – резюмировал он.