13:57

Милиционер из Кондопоги пять лет мыкается без жилья в Калининграде

  1. Новости

Переводчик Салман Дадашев, выполнивший приказ министра МВД России в мятежном городе Кондопоги, сейчас вместе с семьей мыкается по чужим углам в Калининграде.

"Я понимал, на что иду"

30 августа 2006 года в городе Кондопога в Карелии произошла массовая драка между местными русскоязычными жителями и выходцами с Кавказа. Два человека погибли, еще шесть получили травмы различной степени тяжести. Драка спровоцировала многочисленные беспорядки в городе, которые удалось подавить только с помощью ОМОНа. В итоге на скамье подсудимых оказались шесть человек – пятеро чеченцев и один аварец. Следствие продвигалось с большим трудом – для допроса обвиняемых в убийствах был  нужен очень хороший переводчик, иначе дело бы не дошло до суда вообще.

– Конечно, я понимал, на что иду. Прогнозировал последствия, но согласился на эту работу, – вспоминает Салман Дадашев. – Сказал – если будет приказ министра МВД России, иду в процесс. Так меня откомандировали сначала на следственные действия, а затем и в судебное следствие в прокуратуру Карелии и Верховный суд.

По словам Салмана, давление началось сразу же, а в ходе суда дошло до предела. Угрозы и оскорбления сыпались от представителей местной чеченской диаспоры, адвокатов подсудимых, их родственников…

– Когда я почувствовал, что речь идет уже не только о моей жизни, но жизни и здоровье моих детей, жены, родственников в Чечне и Дагестане, то попросил защиты у государства. Надо было срочно уезжать из Карелии, – объясняет Дадашев.

Но мер государственной защиты, как это полагается в подобных случаях, предоставлено не было. Правда, Салману Дадашеву пообещали предоставить работу и жилье в Калининградской области – заместитель министра внутренних дел Карелии подписал соответствующий приказ.

Жил вместе с осужденными

Начальство пообещало переводчику помощь –  без проблем перевестись на службу в уголовно-исполнительную систему, а точнее УФСИН по Калининградской области,  в Гвардейск, исправительную колонию №7, на должность начальника караула охраны.

– Мне говорили, что сразу дадут жилье – комнату в общежитии. Я получил приказ об откомандировании. Быстро собрали вещи и приехали сюда, – продолжает Салман. – Был сентябрь 2007 года. Жену с сыном Давидом, ему тогда было два года, оставил в Москве, а сам жил в гостинице на Советском проспекте в Калининграде. Предупредил, чтобы без особой надобности никуда не выходили. Отправился в Гвардейск. С деньгами было туго – их просто не было. 21 день жил вместе с осужденными колонии, нас разделяла только стена в бараке. Начальник колонии обещал через три дня дать ключи от комнаты, я сразу надеялся перевезти семью и выйти на службу. Но вместо ключей от обещанной комнаты в общежитии меня отправили в поселок Белово, в колонию № 12. Мол, там будет квартира. Поверил! Семью обрадовал – скоро справим новоселье.  Мне даже квартиру показали! А это только было началом наших мытарств. Тогда же я подписал договор найма жилья с юрисконсультом колонии №12. Новоселье отложили, стали делать ремонт. А через два месяца, когда решил заселиться, на дверях висел замок. В той квартире жили осужденные на поселении, 12 человек.

Несуществующий адрес

- Когда я понял, что меня обманули, оторопел.  В договоре о найме жилья значилась улица Поселковая в поселке Белово. А вот смотрите, - Салман показывает мне очередной документ: - Это справка главы администрации "Славинское сельское поселение" Елены Коцаревой  о том, что "улицы "Поселковая" не имеется". Договор не соответствовал действительности – мне дали жилье по адресу, которого не существовало в природе! А улица с таким названием была в этом районе, но только в поселке Ярки. Показанная мне квартира в Белово значилась по улице Рабочей.

Салман Дадашев, человек, много повидавший на своем веку, был в панике. Жена не работает, на иждивении маленький ребенок, квартиру приходится снимать, на службе, мягко говоря, странное отношение начальства.

- В добавок ко всему меня уволили, как раз в тот момент, когда я уехал в Москву, сдавать сессию в академии, - вспоминает он. - Сказали, у тебя два высших образования, а в колонии должности для такого образованного человека нет. Но работу я нашел в колонии №9 – поступил на должность начальника отряда.

Конечно, Салман Дадашев был уверен, как только начальник УФСИН узнает о том, что допущена ошибка при оформлении договора найма, то ее сразу же исправят.

- Он ознакомился с ситуацией и сказал, что в договоре социального найма все законно. А справка, выданная сельсоветом об отсутствии такого адреса – фикция, - вспоминает герой "кондопогского" процесса. – Я обратился к депутату Госдумы, губернатору Калининградской области. Губернатор направил мое обращение в областную прокуратуру. Прокуратура выявила очевидные нарушения. Но прошло пять лет, а они так и не устранены. Моя семья так и не получила жилья. Мыкаемся по разным углам уже с двумя малолетними детьми. В 2009 году у нас появилась дочь Лилия. Она родилась в России, у родителей граждан России, но до сих пор без российского гражданства.

"Мне сказали: "Идите к своей диаспоре!"

Сегодня Дадашевы не могут устроить ребенка в детский сад, получить материнский капитал, взять кредит, оформить загранпаспорт.  Они лица без определенного места жительства – бомжи.

- Мне пришлось уйти на пенсию, хотя должны были вывести за штат, как нуждающегося в получении жилья, -  говорит Салман. - Мы подали в суд. В ответ из уст одного из чиновников я однажды услышал буквально следующее: «Идите к своей диаспоре – пусть помогут». А я не знаю, к какой диаспоре идти, ведь я по национальности чеченец, хотя у меня были предки евреи, а жена наполовину ингушка, наполовину еврейка. Мы родились в Советском союзе…Разве можно так унижать человека по национальному признаку?!

Теперь Салман Дадашев  инвалид второй нерабочей группы, безработный. За пять лет мытарств похудел на 15 килограммов. Жена нашла работу в детском саду. Регистрация у них до сих пор временная. Что будет дальше, он не знает. Но знает одно – ему надо вырастить детей и они должны любить свою Родину.

- Хочу низко  поклониться всем добрым людям, с чистым сердцем, кто бескорыстно помогал мне все это время, сочувствовал, не дал отчаяться, давал кров и кусок хлеба, - сказал мне на прощанье Дадашев. – Передайте им мою искреннюю благодарность.

Что говорят чиновники

Жилье обещали на общих основаниях…

Вот, что сообщили "Комсомолке" в пресс-службе УФСИН России по Калининградской области (приводим выдержки):

- После того, как Салман Дадашев письменно обратился к начальнику УФСИН России по Калининградской области о его переводе из УВД Петрозаводска на любую должность, с нашей стороны было отправлено письмо в МВД по Республике Карелия, в котором сообщалось, что «жилье предоставляется на общих основаниях».

21 июня 2012 года Салман Дадашев подал заявление о включении его в состав участников подпрограммы выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Решением жилищно-бытовой комиссии учреждения от 27 июня он был признан участником подпрограммы, о чем и был письменно уведомлен. По инструкции, для включения в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом году, участники подпрограммы представляют особые заявления. Бланк такого заявления выдавался Дадашеву на руки, однако  до настоящего времени заявление от него не поступало.