Точкой обратного отсчета в строительстве Балтийской атомной станции в Калининградской области станет монтаж устройства локализации расплава в самом сердце гигантского сооружения. Груз шел с Волги по Неману и буквально несколько дней назад прибыл по назначению. О том, как удалось пройти весь этот путь, в том числе и свой личный, рассказал возглавляющий дирекцию строящейся БАЭС Евгений Власенко.
Счастье - оно, как известно, у каждого свое. У Евгения Власенко счастье особенное. Придя однажды в атомную энергетику, он - неожиданно для себя самого - обрел работу, ставшую любимой на всю жизнь. Хотя в юности собирался связать судьбу с морем.
Неудивительно, ведь родился Евгений Власенко на Дону, в городе Цимлянске Ростовской области, на берегу Цимлянского водохранилища. Поэтому, порадовав родителей отличным аттестатом, после окончания школы в 1977 году сразу поехал в известный "морской-рыбацкий" Калининград, где поступил в Калининградский технический институт рыбной промышленности. По распределению уехал в Мурманск и работал на научных судах Севрыбпромразведки.
На изломе
– Как же вы из "морского волка" переквалифицировались в строителя атомных станций?
– Так случилось, что спустя четыре года по семейным обстоятельствам я вернулся домой. И, собственно, с этого момента, а именно - с 3 января 1987 года - я связал свою жизнь с атомной энергетикой, поступив на работу в дирекцию строящейся Ростовской АЭС, которая возводилась на берегу Цимлянского водохранилища, в 13,5 км от Волгодонска. Я был принят в производственно-технический отдел капитального строительства, в группу технического надзора, где курировал строительство вспомогательных объектов. Со временем освоил практически все направления капитального строительства. А потом грянула перестройка, и в 1989-90 годах руководство страны приняло решение о прекращении строительства практически всех новых энергоблоков АЭС, в том числе и Ростовской. А на тот момент на стройке одновременно росли уже четыре энергоблока, причем первый блок был готов на 97%, в полном объеме велись пусконаладочные работы, станция готовилась к приему ядерного топлива. Второй блок был готов на 50%, третий — на 15%, а на четвертом — выполнены работы по разработке котлована. На строительстве были задействованы более 12 тысяч человек. Сейчас очень трудно представить себе такие объемы по строительному персоналу. Это была действительно ударная стройка. Волгодонск в тот период, в конце 80-х, был в самом расцвете. Город строителей и машиностроителей, своеобразным эпицентром которого был завод "Атоммаш", один из самых масштабных промышленных комплексов в мире и Советском Союзе по производству ядерных установок. Завод выпускал 6 реакторных установок в год, полный комплекс ядерного специального оборудования. На нем трудились 25 тысяч человек. В 1970 году численность населения Волгодонска была порядка 50 тысяч человек, а к концу 80-х эта цифра увеличилась уже до 400 тысяч. Это была комсомольская ударная стройка, настоящий "Атомград", где возводился комплекс из завода и атомной станции.
– И все это просто взяли и свернули?
– Было принято решение закрыть атомную станцию. Прекратилось финансирование, и в результате и строительно-монтажный комплекс, и персонал станции оказались в патовой ситуации.
– Практически построенные объекты заморозили?!
– Да. Ну, конечно, были приняты определенные меры по консервации, долгие процедуры расчетов с подрядными организациями, поскольку были заказаны стройматериалы, а финансирование практически прекратилось. Итогом такого решения, явно политического, - многие депутаты тогда сделали себе карьеру, разыграв карту закрытия атомных станций, - стало то, что Волгодонск превратился из цветущего и активно развивающегося города в город безработных. Поскольку в связи с тем, что было прекращено строительство всех энергоблоков, фактически приостановилась и производственная деятельность завода "Атоммаш". Как самостоятельное предприятие, он был практически полностью ликвидирован, основные цеха опустели, появились маленькие предприятия, на которые из 25 тысяч работников трудоустроились всего несколько тысяч человек. В городе начался глобальный упадок. Многие в поисках заработка уезжали. И до сих пор численность Волгодонска так и не достигла показателей поры расцвета. Сегодня в городе проживает около 250 тысяч человек.
Стоит ли говорить, что в начале 90-х Евгений Власенко, наряду со своими бывшими коллегами по великой комсомольской стройке, сполна ощутил на себе все последствия политических решений "атомоборцев". С работой стало крайне сложно, с зарплатой — и того хуже. "Живыми" деньгами тогда рассчитывались редко, в обиход прочно вошло понятие "бартер". Многие из отраслей российской промышленности в лихие девяностые потеряли большое количество специалистов. Закрылось и Управление капитального строительства Дирекции Ростовской АЭС, сотрудником которого был Евгений Власенко. Когда нет строительства — стало быть, и ведомство ни к чему.
– И как пережили тот период?
– Поскольку во время учебы в КТИ моей курирующей кафедрой была гидротехническая, я перешел на работу в турбинный цех - начальником участка эксплуатации гидротехнических сооружений, затем стал заместителем начальника цеха. А уже в 1997 году было принято решение о возобновлении строительства станции и вводе в эксплуатацию первого энергоблока. Правда, условия по-прежнему были тяжелые из-за ограниченного финансирования. К тому же пришлось проводить повторную экологическую и государственную экспертизу проекта, проверку обоснований безопасности АЭС с учетом всех произошедших за эти годы изменений в правилах и нормативах, большой объем восстановительных работ - одним словом, затраты и трудовые усилия были колоссальные. Через год я возглавил цех гидротехнических сооружений, а затем мне предложили вернуться в управление капитального строительства, и я, что называется, вновь окунулся в свою стихию. Прошел путь от начальника производственного отдела до заместителя главного инженера. Мы запустили первый энергоблок и приступили к сооружению второго. Ну а поскольку на тот момент я окончательно осознал, что навсегда связал свою жизнь со строительством атомных станций, в 2003 году поступил в Ростовский Государственный строительный университет и окончил его по специальности "Промышленное и гражданское строительство". В общем, вопрос с выбором профессии и дальнейшего пути был решен окончательно и бесповоротно.
С чемоданом по жизни
Успешная карьера, как известно, нередко требует жертв. Евгению Власенко пришлось пожертвовать спокойной и размеренной жизнью. Регулярные передислокации на самые различные стройки - но неизменно атомные станции - уже давно стали привычным явлением, а чемоданное настроение - состоянием души. По решению отрасли он был направлен на достройку и энергетический пуск третьего блока Калининской АЭС в Тверской области уже в должности заместителя директора АЭС по капитальному строительству. Затем вновь вернулся на Ростовскую атомную станцию завершать строительство второго энергоблока. А оттуда - очередная командировка, теперь уже на Курскую АЭС, руководителем группы для экспертной оценки достройки 5-го блока, и вновь Ростовская станция, работа в должности директора выделенной в самостоятельный филиал Дирекции строящейся Ростовской АЭС, направление в Москву заместителем главного инженера главного управления капитального строительства. И вот сейчас - руководитель Дирекции строящейся Балтийской АЭС.
– Как вы отнеслись к новому назначению? Все-таки здесь прошли ваши студенческие годы…
– Действительно, с этой землей у меня связаны самые теплые воспоминания. Калининградская область всегда мне нравилась, я даже хотел остаться здесь жить и работать после окончания института. А поэтому предложение возглавить дирекцию строящейся Балтийской АЭС принял с удовольствием. Работаю и живу здесь уже третий год. Служба заказчика на АЭС - весьма специфичная, должна охватывать много направлений. Кроме курирования и проверки качества непосредственно строительно-монтажных работ, мы отвечаем за обеспечение будущей эксплуатации, следим за монтажом оборудования. А оборудование очень серьезное, большая номенклатура изготавливается по правилам АЭС, проходит жесткий контроль качества, начиная с отливки металла. Основная ответственность за обеспечение безопасности эксплуатации будущей станции начинается со стадии выбора строительной площадки и лежит на заказчике. Атомную станцию можно сравнить с мегазаводом или мини-городом. Большое количество направлений, служб, отделов, цехов - в составе станции более 100 объектов. В качестве примера: комплекс подготовки воды для реактора требует создания целого цеха со штатом порядка ста человек - химиков, специалистов-гидрологов, лабораторий и так далее, еще больше специалистов в электрическом цехе.
– Если Балтийская АЭС - это мини-город, то вы, получается, - его мэр?
– Ну, это слишком громко сказано! Конечно, быть руководителем такого предприятия - колоссальная ответственность. Но один я ничего не сделаю. Важно, чтобы рядом была команда единомышленников, профессионалов, знающих и любящих свое дело. Со мной работают именно такие люди.
– Балтийская АЭС - далеко не первая в вашем послужном списке. Есть какие-то принципиальные отличия от других площадок, на которых вам ранее доводилось работать?
– Безусловно, есть. Если говорить о площадке, Балтийская АЭС строится в чистом поле. В этом есть как плюсы, так и минусы. К примеру, на других станциях мы достраивали блоки, там уже была создана инфраструктура, не было таких острых проблем с кадрами. Здесь нам приходится все начинать с нуля. В этом году вместе с жителями Немана мы защитили и утвердили проект будущего микрорайона энергетиков, строительство которого должно начаться уже в ближайшее время. Решение бытовых, жилищных вопросов для своих специалистов - одна из первоочередных наших задач. Не менее актуальна тема подготовки специалистов для работы на АЭС. Для региона атомная энергетика - это новое направление в экономике, понятно, что таких специалистов здесь никогда не готовили. Именно поэтому мы уже начали работу в этом направлении, делаем ставку на молодежь. Сегодня это школьники Неманского, Краснознаменского районов, Советска, а завтра - сотрудники Балтийской АЭС. Наши специалисты проводят профориентационные уроки в школах, на базе первого краеведческого музея, который был создан в этом году в Немане благодаря нашей инициативе, организуем экскурсии на действующие атомные станции, на нашу, строящуюся. Вместе с концерном проводим олимпиады "Атомных станций" среди старшеклассников средних учебных заведений в близлежащих к атомной станции районах и Калининграде. Победители интеллектуальных соревнований получают сертификаты - направления в профильные вузы. Обучение - бюджетное, серьезный социальный пакет. В дальнейшем мы ждем ребят у себя.
Наша станция - двухблочная, общее количество людей, которые будут работать на ней непосредственно, - 1400. Есть такой критерий оценки: одно рабочее место на АЭС дает еще порядка 10-15 рабочих мест в смежных отраслях промышленности. С появлением атомной станции жизнь, как и экономика, на востоке области существенно изменится.
Если говорить об особенностях проекта Балтийской АЭС, которые отличают его от действующих атомных станций, — это один из самых современных проектов, отвечающий всем международным требованиям по безопасности.
После ввода в эксплуатацию Балтийская АЭС будет одной из самых безопасных в мире. В нашем проекте применены четыре активных канала систем безопасности, дублирующих друг друга. Кроме того, существует система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и система пассивного отвода тепла от парогенераторов, а также - устройство локализации расплава. УЛР - ноу-хау российских атомщиков - впервые была установлена на Тяньваньской АЭС в Китае. Устройство, а это крупногабаритная металлическая конструкция общей массой в 739 тонн, размещается на дне шахты реактора, заполняется специальным жертвенным материалом, который в случае аварии позволяет исключить воздействие расплавленного топлива на бетонное основание защитной оболочки реактора и не позволяет радиоактивности выйти за пределы защиты в окружающую среду. 12 октября баржа с негабаритной частью (12 грузовых мест) ловушки расплава отправилась на Балтийскую АЭС от причала завода-изготовителя "Энергомаш-Атоммаш" в Волгодонске. Сейчас груз уже в Калининградской области и по внутренним водным путям доставляется до порта Советска, а затем на площадку. Габаритную часть устройства локализации расплава - 78 грузовых мест общей массой 145 тонн - из Волгодонска в Калининградскую область везут автомобильным транспортом. Доставка на площадку Балтийской АЭС и монтаж ловушки на штатном месте - одно из значимых событий 2012 года.
"Отраслевая" семья
Об атомных электростанциях, их разновидностях и особенностях Евгений Власенко готов рассказывать часами. Создается впечатление, что он живет и дышит только своей работой. Пообщавшись с ним, невольно проникаюсь восторженным отношением к таинствам строительства гигантских и мощнейших сооружений, которые с легкостью обеспечивают электроэнергией целые регионы. И даже какое-то время с сожалением думаю про себя - наверное, надо было выбирать другой вуз… Как выяснилось, простые человеческие радости патриоту атомной энергетики вовсе не чужды. Правда, и здесь не обошлось без "атомного шлейфа".
– Вы четверть века провели в разъездах по стройкам АЭС. На личную жизнь время находилось?
– Я женат, у меня двое детей. Правда, женился я довольно поздно, с будущей супругой познакомились прямо на работе, на Ростовской АЭС. Вся наша семья практически в полном составе в той или иной степени связана с атомной энергетикой. Жена окончила МИФИ по специальности "Атомные электростанции". Наш сын в этом году, к моей великой радости, поступил в Московский энергетический институт, тоже на специальность "Атомные электростанции", причем принял решение самостоятельно. Правда, дочь не пошла по нашим стопам, у нее тяга к искусству оказалась сильнее. Сначала окончила техникум по профессии "дизайнер", а сейчас учится на первом курсе в Промышленно-художественном институте в Москве. А в моих планах - остаться жить в Калининградской области, и супруга в скором времени сюда переедет. Пока я живу в Советске, а потом собираюсь перебраться в Неман, где появится микрорайон энергетиков Балтийской АЭС. Мне этот край нравится - интересная и богатая история, живописная природа, приятный климат, и самое главное - талантливые, любящие эту землю люди.
– Отдых все-таки случается? Или любуетесь красотами без отрыва от производства?
– Выходные, конечно, бывают, но редко. Когда выпадает такая возможность - езжу на рыбалку, это мое хобби. Дважды даже побывал на морской рыбалке. Правда, огромную треску, как обычно хвастаются местные рыбаки, лично я не поймал, но удовольствие получил. Кроме того, корпоративные выезды на природу время от времени с коллегами устраиваем. За грибами, опять же, иногда хожу. Охотой не увлекаюсь по принципиальным соображениям, а просто по лесу побродить, отдохнуть от суеты, побыть наедине со своими мыслями, помечтать - это с удовольствием.
– И о чем мечтаете, если не секрет?
– Желания вполне себе человеческие. Чтобы в семье все были здоровы и счастливы, у детей жизнь удачно сложилась. И, конечно, построить в срок Балтийскую АЭС.
В конце разговора Евгений Власенко поздравил энергетиков:
Уважаемые коллеги! От всей души поздравляю всех энергетиков России с праздником — Днем энергетика. Уходящий 2012 год стал еще одним этапом становления и развития отрасли. В день нашего профессионального праздника я желаю всем нам выдержки и мудрости в принятии важных решений, успешного выполнения всех намеченных планов и реализации новых проектов, удачи и поддержки близких людей. Будьте здоровы, энергичны и полны оптимизма.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Евгений Власенко, 52 года. В 1982 году окончил Калининградский технический институт рыбной промышленности. В 2008 году - Ростовский государственный строительный университет по специальности "Промышленное и гражданское строительство".
1987-1991 — старший инженер группы технадзора производственно-технического отдела капстроительства в дирекции строящейся Ростовской АЭС в г. Волгодонске.
До 2004 — заместитель главного инженера Управления капитального строительства, филиал ФГУП концерн "Росэнергоатом" "Волгодонская атомная станция".
2004-2005 — главный инженер УКС, заместитель директора по капитальному строительству филиал ФГУП концерн "Росэнергоатом" "Калининская атомная станция".
2006-2007 — директор филиала ФГУП концерн "Росэнергоатом" "Дирекция строящейся Ростовской атомной станции".
2007 — заместитель главного инженера по подготовке производства, филиал ФГУП концерн "Росэнергоатом" "Главное управление капитального строительства", Федеральное агентство по атомной энергии, г. Москва.
С октября 2010 — директор филиала ОАО "Концерн Росэнергоатом", дирекция строящейся Балтийской атомной станции, г. Неман, Калининградская область.
Награжден: Серебряной медалью концерна "Росэнергоатом" "За заслуги в повышении безопасности атомных станций", нагрудным знаком "Академик И.В.Курчатов" 4 степени.
Носит звание "Ветеран атомной энергетики".
Получил сертификаты: Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы, Государственный Региональный Образовательный Центр - квалификационный аттестат Росстроя, Международная Ассоциация Управления проектами (СОВНЕТ), сертифицированный профессионал по управлению проектами