13:00

Калининградские "Миры" погрузятся в Байкал

  1. Новости

Через неделю научно-исследовательское калининградское судно «Академик Мстислав Келдыш» почти на два года расстанется с «Мирами» — глубоководными опускаемыми аппаратами, которые будут участвовать в экспедиции на озере Байкал. Это произойдёт впервые с 1987 года, когда «Миры» были установлены на борту судна, которому в декабре 2008 года исполнится 28 лет.

Напомним, что научно-исследовательская экспедиция «Миры» на Байкале» проводится учёными Института океанологии им. П. Ширшова Российской академии наук при поддержке Фонда содействия сохранению озера Байкал. Оно образовалось более 25 млн лет назад в районе крупнейшей на Земле системы разломов и является самым глубоководным озером на планете. Здесь сосредоточены более 20% мировых запасов пресной воды. Речь идёт о сохранении Байкала как стратегического резервуара пресной воды для будущих поколений.

Среди тех, кто будет работать на «Мирах» в байкальских глубинах, — Евгений Черняев, командир экипажа, инженер, исследователь. Он награждён двумя орденами — Трудового Красного Знамени за участие в постройке глубоководных аппаратов и Oрденом Мужества за обнаружение атомной подводной лодки «Комсомолец» и закрытие проломов её носового отсека.

Предстоящая экспедиция станет одной из самых сложных в биографии Черняева и его коллег. Во-первых, работать придётся в пресной воде, и здесь плавучесть аппаратов снижается. Поэтому их приходится облегчать и снимать всё навесное оборудование, без которого можно обойтись. Кроме того, на «Миры» для плавучести будут установлены панели из так называемого синтактика — очень лёгкого и прочного материала. Во-вторых, учитывая, что «Миры» будут базироваться на приспособленной для работ барже, учёные берут с собой самый разнообразный инструмент и оборудование, в том числе станки, специальные лебёдки, насадки и даже катер. Кстати, жить и работать учёные будут на барже в специальных вагончиках, приспособленных под каюты, лаборатории, камбуз. Условия некомфортные, но экспедиция есть экспедиция… По словам Евгения Черняева, на Байкал придётся доставить в общей сложности около 70 тонн груза. Причём спускаемые аппараты и два контейнера из Калининграда будут переброшены в Улан-Удэ самолётом транспортной авиации Балтфлота, а груз из Москвы — грузовиком.

Мы связались по телефону с Москвой, и один из руководителей экспедиции, заведующий лабораторией глубоководных опускаемых аппаратов профессор Анатолий Сагалевич, рассказал, что экспедиция на Байкал пройдёт в два этапа. В 2008 году работы продлятся два месяца, и за это время предстоит провести около 60 погружений. Исследовательская баржа будет перемещаться по всему озеру, но наибольший интерес представляют несколько районов. Один из них — у острова Ольхон, где находится самая глубокая впадина Байкала — 1637 м. А в южной части озера будут обследованы несколько подводных грязевых вулканов, проведены физико-химические замеры, отбор проб воды и донных осадков. Исследователи установят подводное оборудование для мониторинга активности вулканов. Кстати, предполагается что в отдельных этапах экспедиции примет участие Принц Монако Альбер II.

Осенью глубоководные спускаемые аппараты будут подготовлены для зимовки, а летом 2009 года экспедиция «Миры» на Байкале» продолжится. На основании полученных данных эксперты разработают комплекс мероприятий и рекомендаций по оптимизации хозяйственной деятельности на Байкале. Для Евгения Черняева нынешняя экспедиция на Байкал не будет в новинку. Здесь он уже погружался в 1977 году и на аппарате «Пайсис» достиг тогда глубины 1410 м. Евгений Сергеевич вспоминает, что когда они шли на глубину, двигались вдоль абсолютно вертикальной скалистой стены, которая уходила вниз более чем на километр. — Меня поразила байкальская вода, — вспоминает Евгений Сергеевич. — Она очень чистая и прозрачная: прожектор «Пайсиса» пробивал толщу воды на десятки метров. Помню и то, как по щиколотку входил в озеро, стаканчиком черпал воду и пил — она очень вкусная. Я, правда, беспокоюсь, ведь к лучшему экология меняется редко, скорее наоборот. Знаю, что на Байкале до сих пор работает целлюлозно-бумажный комбинат. Сумеем ли мы оставить детям и внукам эту природную жемчужину?