11:34

Студент РГУ получил медаль "За спасение погибавших"

  1. Новости

Этим летом студент физического факультета РГУ им. Канта Евгений Чернухин получает бакалаврский диплом и… медаль «За спасение погибавших».

Первый раз «спасать погибавших» пришлось в 10 лет. Поздней зимой, когда речка Писса, что в Гусеве, уже начала оттаивать, играли на льду у берега.

Саша Горенко, одноклассница, к краю всё ближе, ближе, ещё и шутит: «Вот сейчас утону», — припоминает Евгений. — И правда: одна нога уходит, другая — выше головы торчит, Сашка кричит, руки тянет. Я подошёл и за руки выдернул её оттуда.

Другой случай представился через два года. Зима была лютая. Но на реке есть место, которое никогда не замерзает, — где канализационные стоки.

— Там булькала чёрная жижа, и нам было интересно в неё камешки покидать, — смеётся студент. — Большие мы недокидывали, а очень хотелось. Вдруг вижу: Вова Новосадов, тоже мой одноклассник, пенёк раздобыл и тащит его. Я отвернулся, тоже что-то крупное изо льда выковыриваю, слышу крики — поворачиваю голову: Вовка рядом с этими «бульками», уже по пояс ушёл. Я подбегаю, беру его за подмышки и выдёргиваю.

Сейчас Евгений знает, что спасал не по правилам — «надо было шарф размотать, подползти и кинуть тонущему, а не ходить по льду пешком».

Самый серьёзный случай, за который представили к награде, был полгода назад, как всегда, зимой. Женя встретил у друга Новый год, а днём 1 января решил порыбачить.

На озере Дубовском был часа в три дня, до сумерек оставалось около часа. Огляделся, заметил опасное место: ручеёк незамерзший, около него лёд другого цвета.

— Я ледобур закинул на плечо, выхожу на лёд аккуратненько, — рассказывает Евгений. — Справа — домик, ручеёк и мостик, слева — камыши. Случайно голову поворачиваю и вижу: мальчик барахтается. Ни звука, ничего, только тяжело дышит.

Чернухин мгновенно сбросил шапку и кофту и с ледобуром пополз.

— Помню: он всё ближе… Я ему кричу: «Держись, сейчас тебя вытащу», — продолжает Женя. — Паренёк — молодец, адекватно вёл себя, говорит: «Близко не подползай!» Протягиваю ему ледобур, он пытается подтянуться — не получается, всё онемело. Я пошире распластался и потихоньку тащу его на лёд. Пока с ним возился, мальчуган всё допытывался, достанем ли мы его велосипед. Я говорю: «Давай вначале тебя вытащим». Вытянул.

— Выпей горячего чаю, у меня тут машина — домой довезу, — предложил спасённому Евгений.

Мальчик сказал, что дом рядом, сам добежит.

— И уже вроде собрался уходить, но поворачивается: «А может, велосипед всё-таки вытащим?», — вспоминает Евгений. — Думаю: «Ё-моё, дети…». Спросил, как его зовут. Оказалось, Женькой.

— Когда вытащишь человека, возникает такое смешанное чувство радости с чем-то ещё. Но это потом. А когда полз, мысль была одна: «Если ко дну пойдёт, придётся нырять. Хоть бы всё без плавания обошлось». Потому что плаваю я неважно. Сам раза три тонул летом, — признался Евгений.