18:29

«Горжусь тем, что меня выбрали сами дети!»

Торжественное мероприятие, посвященное Дню учителя, проходило в с/к «Юность». Приглашенных ждал концерт певицы Зары, но прежде лучших в своей профессии руководство города наградило почетными грамотами, денежными призами, а также специальными золотыми знаками. Среди награжденных были не только учителя школ, но и руководители клубов, воспитатели детсадов, все, кто вкладывает в детей свои душу и сердце.

Физика пересилила психологию

Среди награжденных 55-летний Игорь Раздорский из лицея № 18. Он учит детей физике уже более тридцати лет, шесть лет – в Калининграде. До этого работал в Казахстане, в г. Кирове. Сегодня его знают многие ребята, причем из разных школ. В лицее действует малый физико-математический факультет на базе БФУ им. И. Канта для школьников, которые углубленно изучают физику. Также Игорь Иванович вел занятия в Школе одаренных детей, которую прошли многие наши победители олимпиад по физике, в том числе и международных.

…Мы беседуем в школе, и за полчаса Игорь Иванович успел повращать передо мной наполненным водой ведром, чтобы напомнить Второй закон Ньютона, почитал отрывки из поэмы Лермонтова «Демон», монолог Марины Мнишек из «Бориса Годунова» Пушкина. Затем доступно объяснил, почему прошлое лето было прохладным, а также заинтриговал книжкой физика Ричарда Мюллера, эксперта футурологического совета при президенте США «Физика для будущих президентов». Судя по названию глав – «Терроризм», «Ядерное оружие», «Глобальное потепление», речь там совсем не о скучных формулах.

Пока мы беседуем, в кабинет то и дело заглядывают ребята – пришли на факультативные занятия.

–Хотел с вами разобрать непонятное... – говорит вихрастый мальчишка.

– Ты извини, пока занят... – говорит Раздорский. И как только дверь закрывается, «пулеметом» выдает:

– Это Вася Мартынов, вторые места в городе, в области, на выездной олимпиаде в МФТИ, на интернет-олимпиаде... Парнишка за год занял все, что только можно. Молодец! За последние два-три года 10–12 наших талантливых ребят поступили на физфакультеты в известные вузы страны или уехали учиться за границу. Вот наша недавняя выпускница Алина Гриценко сейчас учится в университете в Голландии.

«Скученный» урок

– Почему у вас выбор пал на физику? – спрашиваю.

– Когда я начал заниматься физикой, у нас все занимались физикой: век научно-технической революции, гонка вооружений, мы должны быть сильнее всех…. Но, по правде говоря, сначала я решил поступить в ЛГУ на отделение психологии, а потом понял, что физика ближе. Хотя и психология никуда не ушла. В нашем деле без знания человеческой души никуда. Когда работаешь с детьми, психология здесь закручивается на полную катушку. Без этого их не понять, не сделать ни шагу. Тем более что, по моему убеждению, каждое последующее поколение всегда лучше предыдущего. Они умнее, рациональнее, приспособленнее нас.

Может, поэтому и современные психологи утверждают, что урок в общепринятом виде уже не дает положительного эффекта.

– Учитель приходит во всеоружии, он готов к уроку, а ученики – нет. Это неверно. У меня другой подход, – объясняет Раздорский. – Современным уроком считаю тот, когда к нему готовы и учитель, и ученики одновременно. Тогда он будет и интересен, и полезен.

Для этого на уроках Игорь Иванович применяет особую методологию, которая позволяет ученику мыслить специальными категориями, рассуждать по ним и в результате анализировать любое явление, не обязательно из области физики. Эта же методика позволяет ученику определить, полностью ли новую тему раскрыл учитель.

– Так ребенок становится мыслящим, – считает педагог.

Игорь Иванович признается, что физика – трудная дисциплина. В нее нужно глубоко погружаться. Не всем это нужно.

– Детям с гуманитарным складом ума физику надо преподавать по-другому. Заставлять задумываться над вопросами: почему идет дождь, почему лета в Калининграде не было?

Наверное, отсюда на его уроках и цитаты из Библии при решении задачки по оптике. И художественный пересказ уравнения с тремя неизвестными: «Он берет ее на руки и заходит с ней в воду…». Это про то, как погруженное в воду тело становится легче. Зато на такое «содержание» от пейзажа за окном к доске обращают свои взоры даже самые «неофизиченные» барышни в классе!

– Когда все эти вещи трогаешь, скручиваешь их вместе, оживают все в классе, – раскрывает свои секреты учитель.

Кстати, а об отношении полов у него тоже секретов нет.

– Читайте Андрэ Моруа «Письма незнакомки», – советует он мальчишкам. – Там все написано.

– Читайте «Письма к сыну» Честерфилда, – советует он их родителям.

Наставники будущих ученых

В июле Игорь Раздорский стал лауреатом Всероссийского конкурса учителей биологии, математики, физики и химии – 2011. Вместе с еще двумя педагогами из нашего региона он стал победителем в номинации «Наставники будущих ученых». Суть ее в том, что организаторы спросили мнение десятков тысяч студентов (среди них калининградцы), кто больше всего поучаствовал в формировании их мировоззрения. В итоге из 61 тыс. учителей были выбраны 365 самых-самых. Те, кто чаще всего упоминался и чьи бывшие ученики сегодня показывают лучшие результаты в вузах и аспирантурах. Из огромного количества упомянутых педагогов в список попали всего трое из нашего региона. Тамара Забелина – учитель лицея № 1 из Балтийска, Ирина Кострикова из школы № 1 Светлогорска и Игорь Раздорский – один на весь Калининград.

– Это одна из самых важных моих наград, – говорит Игорь Иванович. – Горжусь тем, что меня выбрали сами дети. Это значит, что над какими-то вопросами в жизни я все же заставил их задуматься.

…Уже прощаясь на лестнице, Игорь Раздорский обернулся и сказал: «А еще знаете, ученик всегда прав! Всегда!».

Только цифры

  • В школах Калининграда преподают 3 453 педагога.
  • 53 % из них имеют высшую и первую квалификационные категории.
  • 108 – имеют почетное звание «Заслуженный учитель РФ».

В 2010/2011 учебном году:

  • В 7 школах – победителях конкурсного отбора «СУПЕРШИК» (гимназии № 1, 22, 32, 40, лицеи № 17, 18, 23) началось внедрение федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в начальных классах.
  • Разработана и утверждена программа формирования резерва на замещение руководящих должностей в сфере образования и молодежной сферы «Калининградская школа резерва образования».
  • В 20 школах получен хороший опыт использования услуги «СМС-дневник» и ведения электронных дневников.
  • В гимназиях № 32 и 40, лицее № 18 с 1 сентября 2011 г. в 6–7-х классах началась апробация интерактивных мультимедийных электронных учебников.
  • Впервые за 17 лет в городе строят современные школы на 1 000 и 1 500 мест с бассейнами.
19