Управление Роспотребнадзора по Калининградской области на своем официальном сайте (www.39.rospotrebnadzor.ru) призывает быть внимательными при покупке пылесосов «Кирби» и сообщает: «В Управление с начала 2010 года поступило 26 письменных и 53 устных обращения граждан с жалобами на бытовые пылесосы марки «Кирби». Калининградцы считают, что приобрели пылесос в результате психологического воздействия, а высокая цена не соответствует качеству: пылесос сильно шумит, очень тяжелый и громоздкий». Специалисты Роспотребнадзора помогают калининградцам составить претензии к продавцам и подготовить документы для обращения в суд.
Последний шанс
Одна из наших читательниц позвонила в «СК» и рассказала, что купила пылесос «Кирби» накануне свадьбы дочери. «Сама не знаю, как отдала 150 тысяч рублей!» - поведала женщина.
Пенсионеры Татьяна и Николай Щетинины из Калининграда согласились, чтобы представители фирмы бесплатно, в качестве рекламы, пропылесосили в их квартире ковер.
- Демонстрация длилась три часа, - вспоминают супруги. – Мы уже ничего не соображали, отдали взнос 4 000 рублей и подписали договор на 124 000 рублей, с рассрочкой на два года. В фирме договор не расторгают, мы обратились в Роспотребнадзор.
Купила пылесос и калининградка Ирина Тулейко. Два молодых человека позвонили в дверь и предложили бесплатно показать возможности техники.
- Я отказалась, - говорит Ирина. - Но не тут-то было: парни стали умолять впустить их. Мол, работодатель обещал поощрение - поездку в Венецию, а для этого нужно, чтобы как можно больше потенциальных покупателей заполнили анкету, рассказав о качестве товара, и я их последний шанс. Впустила ребят. Теперь понимаю, что это была ошибка.
Бесплатное представление
Едва попав в квартиру, дистрибьюторы так живо открыли свои сумки, что Ирина и глазом не успела моргнуть. Уверяла, что у нее нет ни денег, ни желания покупать пылесос, но ребята ее уже не слушали: с ловкостью фокусников выкладывали на пол фильтры и комплектующие.
- Я кинулась собирать фильтры, - возмущается женщина, - но мне казалось, что торговые агенты меня не слышат.
Ирина рассказывает, что представление продолжалось в течение двух часов.
- Парни кому-то звонили: «Вы не представляете, сколько у нее грязи, наверняка куча клещей!» А у меня чистота, только ремонт сделала. Мое терпение лопнуло, я собралась звонить в милицию. Тогда ребята набрали номер офиса, передали мне трубку, там извинились, сказали: «Мы обязательно их накажем!»
Продавцы засобирались и продолжали: «Зря вы так: пылесос-то хороший, моющий, с высокой степенью очистки, антиаллергенный...» Я давно мечтала о моющем пылесосе и согласилась взять его, раз он такой хороший, даже за 127 тысяч рублей.
Глаза открыла соседка
Дистрибьюторы отвезли Ирину в офис фирмы, где она заключила договор с выплатой в рассрочку на 20 месяцев и уплатила первый взнос - 7000 рублей.
- А дома мне открыла глаза пришедшая в гости соседка. Она давно пользуется моющим пылесосом и показала мне, как он выглядит. По ее словам, я купила обычный пылесос, чистящий, - едва не плачет женщина. - На следующий день, 14 июля 2009 года, я принесла претензию на расторжение договора в офис, но деньги вернуть отказались. Я подала иск в суд.
За полтора года по делу Ирины Тулейко состоялось 10 судебных заседаний, последнее - 18 июня 2010 года. Почти после каждого суда Ирине вызывали «скорую» - становилось плохо с сердцем, но договор так и не расторгли.
- Приходится доказывать, что пылесос не моющий, а фирма предоставляет все новые и новые документы, доказывая обратное, - говорит калининградка.
Сейчас документы по делу Ирины находятся в Роспотребнадзоре, она надеется добиться справедливости во что бы то ни стало.
Платить или нет?
- По условиям договора я по-прежнему должна фирме 120000 рублей, но принципиально платить не буду, - говорит Ирина. - Буду бороться дальше.
Остальные покупатели продолжают платить по договору, даже находясь в судебных тяжбах.
Журналисты «Страны Калининград» позвонили в офис фирмы. Приятный женский голос сразу же предложил провести показ товара в любое удобное для нас время и на нашей территории. Назвали и цену - 138000 рублей. Выяснить нюансы, связанные с составлением договора, рассрочкой платежа, возврата товара (если он не устроит), оказалось невозможно – оператор отвечала, что не уполномочена нам ответить, мол, все на месте объяснят агенты.
Вернуть деньги пока никому не удалось
Татьяна Покидина, начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора:
- Пылесос - это технически сложный товар и в соответствии с Постановлением № 55 Правительства РФ от 19 января 1998 года не подлежит обмену и возврату.
Советую всем: подумайте, прежде чем разрешить бесплатный показ «чудо-техники» у вас дома. Дистрибьютор использует все возможные аргументы, чтобы добиться согласия на покупку. Не подписывайте договор сразу, подумайте несколько дней.
Если вы все же купили пылесос
Единственный выход в данной ситуации - найти законное основание для его возврата. Для этого нужно:
пройти независимую экспертизу и попытаться доказать, что в пылесосе есть какой-нибудь недостаток, например, сильно шумит, мало маневренный;
возможно, вас ввели в заблуждение по поводу качества товара, например, продали пылесос б/у (где гарантия, что его демонстрировали только в вашей квартире?), но продавцы вас об этом документально не уведомили и вы сможете это доказать;
вы не получили полную информацию о товаре, например, вам не показали сертификат качества.
Как не совершить ошибку
Евгения Одегова, психолог:
правило первое - не пускайте чужих людей домой, даже если они настаивают и это вызывает у вас чувство вины;
если продавцы уговаривают вас сделать покупку, попробуйте вывести их из равновесия, спросите: «А сами вы этим пользуетесь? Расскажите мне, по-человечески, какие у товара недостатки...», задайте конкретные вопросы относительно договора, сроков оплаты и т.п. Если за этим снова следует «автоматический», заученный текст - вас не слышат, откажитесь от покупки;
сразу позвоните родным или знакомым, расскажите, что у вас «гости» и попросите перезвонить через полчаса. Такой звонок может вывести вас из психологического ступора (гипноза) и помочь не наделать ошибок.
Куда обращаться
Общественная приемная Управления Роспотребнадзора по Калининградской области. Калининград, ул. Подполковника Иванникова, д. 5, телефон 61-69-14.