16:36

3D в Калининграде — где лучше?

  1. Новости

Случилось мне как-то выбраться в Швецию. Где-то между любованием зелеными просторами, покупкой сувенирной "лосины" и брожением по узким тропкам старого Стокгольма, забрела в Музей естественной истории (Naturhistoriska Riskmuseet). В нем в закоулках с чучелами и полками затесался огромный кинотеатр колизейного вида со сферическим экраном от пола до потолка. Называлось местечко Cosmonova, и демонстрировались в нем фильмы исключительно научного свойства. На "доисторический период" не успела, но говорят, дети пугаются. Мне же показали "Рождение 3D" - в 3D о 3D. Кубики летали над головами, змейки ползали по соседним рядам, и в целом эффект присутствия был столь реалистичен, что завершилось шоу дружным истерическим воплем. Информация была усвоена на всю жизнь.

Когда же в 2003-м в Калининграде объявили показ "Детей-шпионов 3D", живо бросилась за билетами. Каково же было разочарование, когда вместо летающих злодеев и третьего измерения увидела лишь пыль на специальных очках да мутную картинку, а качество съемки разительно отличалось от шведского научного кино — в худшую сторону.

Сначала над 3D посмеивались, уверяя, что классика никогда не поддастся кассовым манипуляциям и не реинкарнируется в "кино для очкариков". А потом Кэмерон снял "Аватара", Бертон - "Алису в стране чудес" и понеслась. И если год назад поход на 3D был событием, то сегодня таким же неожиданным происшествием станет попасть на обычный фильм в формате 2D.

Однажды на выходе с как раз-таки бертоновской "Алисы" услышала мнение: "И смысл сидеть 2 часа в очках за двойную цену, когда разница — лишь прорисованный объем да насильно впечатанный фокус?". Мысленно согласилась, ибо нынче большинство режиссеров снимает ленты обычной камерой, затем пару месяцев "вводит" в картину 3D-шный объем и выдает сразу два варианта — классический двухмерный и новаторский трехмерный. И волков накормить, и овец сохранить. "По-правильному" надо иначе: изначально снимать картину на две параллельные камеры корпорации IMAX, на 70-миллиметровую пленку с горизонтальной растяжкой в противовес обычной 35 мм. Впрочем, это дороже и сложнее, да и не так много в мире IMAX-кинотеатров. Всего около 400 на все страны (половина — коммерческие, половина - образовательные), а в России — 6 штук. В спешке строится еще 4, правда, далековато от нас.

Экраны в IMAX обычно во всю стену, и зрителям выдаются специальные "имаксовые" окуляры, автоматически закрывающие то левый, то правый глаз с нужной частотой. В то время как в местных кинотеатрах нам демонстрируют безобидное "второсортное" 3D — на стандартных экранчиках, с очками-анаглифами (одно стекло зеленое, другое красное). Их едва ли нацепишь на обычные, врученные окулистом. С другой стороны — на безрыбье, знаете ли, и такое 3D — рыба, ведь даже в Москве на 3 "Имакса" приходятся десятки стандартных мультиплексов и однозальников.

В схватке за зрителя

Лет 5 назад, забредя в подплесневевшую "Родину", кажется, на "Гарри Поттера", я вздохнула: "Не хватает конкуренции!". Конкуренция эта меня, видать, услышала, и немедля явилась ко двору. В ноябре 2006 в ТРК "Калининград Плаза" открылся семизальник "КАРО Фильм", породив сотни охов и оптимистичных всхлипов. Диво дивное — не 1, не 2 фильма в прокате, а одновременно десяток, на любой аппетит. Есть даже вип-зал, с уютными креслицами, баром и официантами, правда цена на него едва ли подъемна рядовым зрителям. Шутка ли — 700 рублей за сеанс?

В силу своей "московской прописки", местные представители "КАРО Фильм" на вопросы отвечают неохотно и посылают далеко — прямиком в пресс-службу в столице.

— Мультиплекс рассчитан на 931 место, а VIP-зал вмещает 18 кинозрителей, - рассказали "ББ" пиарщики из центра. — В залах "КАРО Фильм" самые удобные кресла в городе (не жмут ноги, можно спокойно пройти по рядам) и самое правильное расположение экрана относительно зрителя. Звуковое оформление максимально реалистично, увеличивается эффект присутствия. Современный экран со специальным отражающим напылением обеспечивает превосходное качество визуального изображения.

Год назад довелось мне писать дипломную работу о калининградском кинопрокате, и уже тогда поразилась цифрам: "КАРО Фильм" принадлежало 34 кинотеатра, из них 20 кинотеатров в Москве и области (самый первый - "Пушкинский"), 8 в Санкт-Петербурге, по одному кинотеатру в Калининграде, Казани и Самаре и три в Нижнем Новгороде. Общее число зрительных залов составляло 165 на 38053 места. Программа на месяц по сей день диктуется из центра — шаг влево/вправо карается "расстрелом".

Зал №5 — самый большой, на нем можно усесться на 13-й, последний ряд, на 13-е место на диванчике и... А чем по вашему занимаются на местах для поцелуев?

Недавно зал №6 стал "трехмерным" - нынче в нем катают исключительно 3D, так что не промахнуться. Цены на 3D по будням 150-300, по выходным — 200-400 руб. На входе получаете не только пластмассово-стеклянные очки, но и салфеточку для протирки.

А "Зори" здесь громкие

Кирпичные стены, кенигсбергский дух... На потолке – импровизированное звездное небо. Интерьер «Зари» попал в номинацию на архитектурный приз "Andrew Martin" (Лондон и Нью-Йорк), что является эквивалентом архитектурного "Оскара". А также выиграл главный приз международного конкурса "Зодчество" в Москве.

"КАРО Фильм" - юнец по сравнению в "Зарей", которой около 80 лет. С 2007 года кинотеатр входит в престижную европейскую сеть EUROPA CINEMA — ее представители ориентированы на европейское кино и культурное развитие зрителей. В России только 4 кинотеатра удостоены чести войти «в систему». В Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Калининграде. Репертуаром заведует арт-директор Артем Рыжков — отбирает премьеры, посещает кинофестивали и устраивает собственные. Правда, с апреля этого года, когда у кинотеатра сменились управляющие, изменилась и репертуарная политика. Арт-хаус и фесты переехали в малый зал "Новости дня", базирующийся нынче прямо в клубе "Универсал". В главном же зале идут исключительно кассовые ленты, преимущественно в 3D формате. Когда-то в "Заре" не было поп-корна и колы, нельзя было курить, действовал дресс-код и работал гардероб. Гардероб по прежнему функционирует, остальные правила ослабели — зрителя надо привлекать.

- Сейчас в кинотеатре два зала. Большой 3D зал на 343 места с самым большим 3D экраном в городе, и малый зал "Новости дня" на 70 мест с возможностью воспользоваться прямо во время сеанса баром или пепельницей, - рассказывает Артем Рыжков. - Цена билетов от 200 до 350 рублей. Репертуар большого 3D зала ориентирован на блокбастеры, 3D релизы, крупные фестивали, такие как фестиваль Европейского союза, школьные просмотры (существенные скидки для групп). Но мы также не забываем, что принадлежим к сети Европа-синема, а потому берем в репертуар сенсации европейского проката. Зал "Новости дня" в данный момент работает в фестивальном формате. В нем проходят или планируются фесты французского, немецкого кино (ноябрь), фестиваль немого кино к столетию Голливуда (ноябрь), фестиваль канала "АРТЕ" (сентябрь), фестиваль "Жизнь замечательных людей" совместно со "Страной-Калининград" (каждую среду с августа по декабрь). В сентябре мы реанимируем киноклуб и проведем фестиваль "Великие фотографы" с фото-выставкой в фойе кинотеатра "ЗАРЯ". И, наконец, ежемесячно мы устраиваем прямую цифровую трансляцию из ведущих театров и опер мира, среди них "Ковент-Гарден" и "Ла Скала".

Когда-то сюда приезжали Сергей Маковецкий, Рената Литвинова, Владимир Машков, Михаил Козаков, Евгений Гришковец, Валентин Гафт, Игорь Кваша, Лия Ахеджакова, Евгений Миронов, Константин Хабенский, Вадим Абдрашитов, Владимир Меньшов, Маргарита Терехова, Жан-Жак Анно, Кшиштоф Занусси. Здесь пол топтал Джеймс Кэмерон — на премьере "Титаника". А сегодня это самый вместительный 3D-зал в Калининграде. Но это не значит, что звезды больше не приедут, да и камерные "Новости дня" стали гостеприимным пристанищем авторского кино.

- Мне нравится думать, что тот, кто сегодня к нам ходит на блокбастеры о монстрах, завтра случайно обратит внимание на скромную афишу какого-нибудь иранского или филиппинского фильма и случайно зайдет и откроет для себя дивный новый мир, - воодушевлен Рыжков. - 3D формат - прекрасный шаг вперед для всего кинобизнеса. Благодаря ему люди стали больше выходить из дома. А это в конечном счете очень важно - выходить из дома. Ведь получить 3D-переживания на диване пока еще нельзя. Конечно, за 3D будущее. Можно этому сопротивляться, но ничего не выйдет. Людей всегда манит новое. Поэтому за 3D придет еще какое-нибудь D или какая-то другая буква, которая позволит нам самим управлять процессом кинофильма, влиять на развитие событий. Я верю, что однажды можно будет собраться в кинотеатре, и все зрители начнут создавать на экране фильм он-лайн усилиями своего коллективного воображения.

Трехмерный репертуар

Пятизальный "Эпицентр", наверное, самый шумный кинотеатр в области: гам с детской площадки, визг автоматов, мужские «братания» из спорт-бара, выкрики "Гоооол!", и не проходящий звук катаемых шаров для боулинга (даром что 14 дорожек!). Пока докричишься в кассу "Мне два на "Сумерки" в серединку", либо сам оглохнешь, либо окружающих оглушишь. Зато открывшийся в этом году 3D зал (№1) хвастается качеством очков, и - в противовес "Заре" - маленький и уютный.

- Преимущества формата 3D очевидны, как по картинке, так и по сборам, - поделилась с "ББ" Елена Дидович, управляющий киноплексом "Эпицентр". - Это некий аттракцион с эффектом стопроцентного погружения в мир кино, зритель становится соучастником происходящего. Минусом можно назвать только стоимость билета, которая выше, чем на обычное кино, и продиктована дорогостоящим производством фильма и оборудованием 3D. Так что появление 3D зала в нашем кинотеатре абсолютно логично - за последний год стало выходить все больше качественных 3D лент. Ну и за конкурентноспособность в городе приходится бороться. Репертуарная политика поменялась в лучшую сторону — трехмерную.

В киноплексе — как нам доступно объяснили - установлена проекционная техника итальянской марки "Cinemeccanika", звуковое оборудование формата Dolby Digital Surround EX, создающее эффект 100-процентного присутствия, и уникальные перфорированные матовые экраны с высокими показателями светоотражения. Нет только туалета — чтобы избавиться от колы придется пойти на территорию боулинга, за дорожки. Можно сказать "в кусты". Зато зимой открывается гардероб.

- Во всем городе лишь в "Эпицентре" выдаются уникальные очки марки Xpand. Они "активные" - включаются и выключаются автоматически. К тому же легкие, удобные и надеваются даже поверх собственных окуляров. Последняя версия не тяготит размером ни детей, ни взрослых, обеспечивает высокое качество и яркость. Салфетки выдаются при входе.

Меня уверили, что в прокате ежедневно проходит не меньше 8 картин — так что "трехмерность" вовсе не обязательна. 5 залов рассчитаны на 407 мест, оформленный каждый в своей цветовой гамме, оборудованы умной "кондишкой" и диванчиками для поцелуев. Общий интерьер призван имитировать "улицу города в вечернее время суток". Имитация оказалась столь грамотная, что мной замечена не была.

Идем в дозор

Автомобильные кинотеатры — явление новое для Калининграда, все знания о них почерпнуты из стареньких голливудских мелодрам. Место это очень интимное — полумрак машины, никаких соседей с краю, хочешь — дремли, хочешь — жуй поп-корн. Романтика! Правда, комфорт зависит уже только от вас и вашего авто.

— "Ночной дозор" - единственный в России (а возможно, что и в мире) кинотеатр под открытым небом, который работает с "первым экраном". Это значит, что все премьеры, идущие, скажем, в "КАРО Фильм" и "Заре", параллельно выходят и у нас, - поясняет Константин Негода, управляющий автомобильным комплексом, в который входит "Ночной дозор". - Конечно, бывают картины, которые студии запрещают прокатывать в автокинотеатрах. Уж больно боятся пиратства — за каждым пассажиром не уследишь. Но большинство соглашается.

На площадку перед экраном с пятиэтажный дом влезает 150 машин. Процесс элементарен: подъезжаете вы к кассе, становитесь перед шлагбаумом, опускаете окно. Протягиваете деньги — получаете билет, меню и набор флайеров. Одетые в "неоновых тонах" парковщики-официанты на роликах помогают устроиться по удобнее, они же при необходимости примут заказ и принесут еду/напитки. Чтобы не только видеть, но и слышать, необходимо настроить магнитолу на правильную частоту. Цена вопроса — по понедельникам, вторникам и средам 200 рублей с автомобиля, в четверг, пятницу, субботу, воскресенье и по красным датам — 300 рублей. 3D не показывают.

2D + 2D = 4D

К противникам 3D можно отнести и старожила "Россию". То есть вряд ли это намеренно, просто со времени передачи ее новым владельцам ей занимаются по "остаточному принципу". Прокатывают по 2-3 картины, иногда с недельным опозданием от премьеры. Внутри царит затишье, студентов привлекает только цена билета и демократичность. Чем только в "России" не занимались — у каждого есть своя легенда. Мой знакомый, к примеру, оказавшись однажды в пустом зале в гордом одиночестве, позволил себе весь фильм танцевать в проходах, а напоследок даже закурил. Пока бабушка-"вахтерша" дремала.

Есть еще одно местечко, в котором точно не будет 3D. Оно имеет родственные узы с "Новостями дня" - во первых, не многоместно (усесться могут лишь 20 человек, остальные — на пол, на "шкуру"). Во-вторых, там «властвует» один и тот же человек — Артем Рыжков. "Квартира" на Колоскова, 13 — его детище. Обитель молодых интеллектуалов, в которой можно выпить чаю, купить мемуары Антониони или пластинку Тома Уэйтса, поглазеть на выставку детских рисунков и устроить перформанс. По вторникам тут показывают кино — как правило то, что никогда бы не пошло в мультиплексах. Новенький арт-хаус или старенькую классику. Раньше приходили со своим вином и платили за вход по желанию (100-200 рублей). Теперь с появлением лицензии там можно заказать бокал вина (откупорит и нальет сам Артем) и сырную тарелку, усесться с альбомом на диван и слушать джаз из проигрывателя.

В последние минуты перед сливом в типографию Рыжков, дико извиняясь за опоздание, присылает на мой email текстик по "Квартире" и просит опубликовать "как есть": "Продажа всего интерьера и замена на другой, место для жизни, пинг понг во дворе, совместное творчество, вино, общение с теми, кто творит, болтовня, знакомства, приносите свои работы, два пингвина, альбомы, художники, бондарчук у входа, клуб аудиофилов, киноклуб, фото-мастер класс, выставки, мини-концерты, снимаем кино, если сумеем".

На контрасте с "Квартирой" в городе существует "4D кинотеатр". Летом он переезжает в Светлогорск (по дороге к "Корвету"). А в прохладное время года селится на задворках ТК "Акрополь". Недорого и сердито. За 15 минут счастья (столько длится сеанс) — около 100 рублей. Репертуар меняется часто, в программе обычно 3 ленты — ужастик, фантастика и что-нибудь для детей. 4D, -потому что объемными картинками и выпрыгивающими монстрами дело не ограничивается! Кинотеатр, представляющий собой коробку, - целая система из проводов и агрегатов. Если на экране на вас летит стая птиц, из соседних кресел дует воздух, а на полу шевелятся прутья. Идет дождь — брызжет вода. А если герой падает, с креслами происходит форменное землетрясение.

С приходом 3D, породившему десятки научно-медицинских мифов (ухудшает зрение, вызывает головную боль), изменилась репертуарная политика большинства кинотеатров. Но, как показала наша прогулка, еще остались в городе заведения, где можно посидеть без очков. Количество мест в них соответствует количеству "нуждающихся".