15:41

Калининград- выход России в ЕС

  1. Новости

7 апреля в журнале "Turkish Weekly" вышла статья под названием "Калининград: русский выход на Шенгенскую территорию". 

Вы можете познакомиться с переводом статьи:

" Европейские границы, свободная Шенгенская зона, могут простираться от Атлантического побережья вглубь до Восточной Европы. Но это не предполагает, что они охватят и российский эксклав Калининград. Пограничный контроль задушил торговый поток, а также трудовую миграцию между Калининградом и его соседями, к крайнему недовольству Литвы. И, как отмечают наблюдатели, к не меньшему недовольству самих калининградцев. Зажатый между Польшей и Литвой на северном балтийском побережье, Калининград играет по московским правилам. И не принимает правил Европейского союза, который с 30 марта пополнился ещё на 400 миллионов европейских граждан. В воскресенье, воздушный пограничный контроль быль отменён в Эстонии, Чехии, Венгрии, Латки, Литве, на Мальте, в Польше, Словакии и Словении, присоединившихся к 15 другим странам, открывшим европейские границы. В Калининграде, однако, вы можете ждать 2 часа на границе с Литвой, если вы хотите въехать на территорию Евросоюза на поезде. Пограничники ждут от вас не только паспорта, но и визы, стоимость которой с декабря в Литве составляет 35 евро. Для многих российских и литовских рабочих это – 10 процентов месячного заработка. Это объясняет, почему так резко снизилось количество поездок между этими странами со времён Советского союза, когда Литва по договорённостям Варшавского пакта была под контролем Москвы.

«Раньше люди из Калининграда приезжали за покупками в Клайпеду в Литве или в Гданьск в Польше", сказал Лайрент Потет, французский консультант в Русском эксклаве. «Теперь это прекратилось».

В Калининграде миллион россиян проживает на территории 15 тысяч квадратных километров. При приезде в русский эксклав, предстоит преодолеть столько визовых формальностей, что немногие иностранцы осмеливаются добраться до Калининграда. Напротив, до 1991 года город, освобождённый от Германии сталинскими советскими войсками в конце Второй мировой войны, был недоступен для иностранцев из-за расположения там военно-морских баз. Во времена холодной войны они считались ценным стратегическим достоянием, которое следовало ревниво охранять. Соседняя Литва, основной торговый партнёр эксклава среди членов ЕС, ведёт борьбу за реформу строгих приграничных ограничений. Её долгосрочная цель - получить специальный статус для калининградцев, чтобы смягчить строгие визовые ограничения ЕС.

«Это в интересах ЕС иметь население, которое не может поехать к соседям?» - спрашивает Лаймонас Тала-Келпса, младший министр иностранный дел в Вильнюсе. 

Литва полагает, что после отказа от виз увеличится трудовая миграция – в Калининград, а это именно то, в чём регион нуждается.

«Если это продолжится, то калининградская экономика станет зависима полностью от московских субсидий», - добавил Талат-Келпса. «Нам нужен эксклав без какого-либо доступа к экономическому пространству ЕС? Мы не можем создать регион Франкенштейн».

Брюссель, однако, не убеждён. «Существует паранойя в связи с плохой репутацией Калининградского региона», - сказал специалист по этому вопросу, пожелавший остаться неназванным. После развала СССР Калининград был «чёрной дырой Европы», объяснил он, центром всевозможного нелегального трафика, с таким родом торговли, что сделала район столицей СПИДА в Европе. «Проблема ещё и в том, что существует русская паранойя», -добавил эксперт. «Москва напугана возможностью выхода (региона из состава России – прим. Клопс.Ru)».

В самом начале своего президентства Владимир Путин сказал, что хочет сделать регион пилотным в отношении сотрудничества между Россией и ЕС. При сложившейся ситуации Россия, с растущей уверенностью полагаясь на её газовые и нефтяные запасы, сделала шаг назад в международных отношениях, выделила другие приоритеты, предпочитая субсидировать регион.

«Существует огромное возмущение действиями Москвы», - говорит Стевен Дюар, один из ведущих европейских специалистов по Калининграду, который ведёт проект ЕС по этой области. «Молодёжь Калининграда мечтает о путешествии в ЕС. Люди там настроены очень про-ЕС. Они очень надеются».

Жан-Люк Тестаулт, агентство «Франс Пресс».