17:57

Крушение поезда скрывали

  1. Новости

 

Эту историю нам рассказала калининградка Надежда Яковлевна Котельникова. Она зашла в редакцию, разговорилась: «18 ноября - День жертв дорожных аварий. Я бывший проводник. Почти 40 лет назад наш поезд сошел с рельсов под Смоленском. Погибли десятки людей, я была на пятом месяце беременности! Уверена, это был теракт против партийной элиты Калининграда».

Беглый уголовник

…На Калининградскую железную дорогу молоденькая Надя приехала по распределению из Вильнюса - там она выучилась на маляра. В 1953 году в крыше вокзала зияли дыры, город лежал в руинах, но прилавки магазинов ломились - черная икра, угорь, семга. А какие ребята-моряки ходили по городу! В этот же год Надя вышла замуж за рыбака, но не срослось: муж пил. Дочурку Галю она рожала одна и очень тяжело. Здоровье Надежда потеряла в войну - все пять лет девчушка пряталась от немцев в болотах, жила в землянках. Возвращаться на стройку Надежде не советовали врачи, она оставила дочурку с мамой и пошла в проводницы.
- Сначала работала на пригородных поездах, а потом меня перевели на дальние рейсы, - рассказывает Надежда Яковлевна. - Ездила в Ригу, на целину (здесь мне по секрету рассказали, как в один из визитов Хрущева вместе с цветами в него бросили камень), бывала на ядерном полигоне Капустин Яр в Астраханской области. У нас были строжайшие инструкции: запрещалось общаться с местными жителями, тем более что-нибудь у них брать. Мертвая зона - ни одного деревца, голая степь.
Всякое бывало. Однажды в Вязьме в вагон к Надежде сел беглый уголовник, больше двух часов она скрывала его, ведь он грозился зарезать ее финкой, если о нем узнают. Работу свою Надежда Яковлевна не бросила даже когда во второй раз вышла замуж и забеременела.

Живые и мертвые

Это была обычная поездка в Москву на 101-м «круговом» (до Москвы и назад поезд ходил через Клайпеду). До столицы доехали без приключений, а там начались разные странности. По приказу сверху поезд Надежды Яковлевны отправили из Москвы раньше, а фирменный «Янтарь», на котором на совещание в Первопрестольную приехали партийные руководители Калининграда, задержали. Перед Смоленском Надежда решила отдохнуть и, сама не зная почему, легла головой не к окну, как обычно, а «в ноги». Только потом она поймет, что это спасло ей жизнь! Едва задремала и вдруг услышала страшный скрежет, закричали люди, в глазах все поплыло…    
Надежда смутно помнит, как ее, закутанную в одеяло, через лезвия разбитых оконных стекол вытащили сильные мужские руки.
- В поезде творилось страшное, - вспоминает она, - обезумевшие люди с оторванными руками вываливались из окон, у некоторых не было голов. Уцелевшие пассажиры вытаскивали живых и мертвых, проводницы благодарили Бога, что во время крушения от состава отцепился паровоз. Если бы этого не произошло, состав ушел бы под откос, людей перемололо бы, как в мясорубке, а ведь только в трех общих вагонах ехало по 230 человек.
Когда Надежду посадили в прибывший следом «Янтарь», кто-то сказал ей, что она поседела, все ее тело было в ушибах. Дома женщину сразу отправили на отдых, а потом в декрет.
- Сердце болело за девочек-проводниц, - говорит она. - Две тоже были беременны, у них случился выкидыш, некоторые обварились кипятком из титана, а буфетчице Оле оторвало руку. С нас взяли подписку о неразглашении.
5 ноября 1966 года Надежда родила здоровенькую девочку Леночку. Сейчас дочери 41 год, муж-военный увез ее в Пермский край, в г. Нытва, где она работает мастером на фабрике Госзнака. Но даже после стольких лет ветеран труда Надежда Котельникова (на Калининградской железной дороге она проработала 22 года) не может забыть страшную трагедию.
- Она перевернула всю мою жизнь, - говорит женщина. - После аварии у меня начались проблемы с сердцем, сейчас я инвалид 2-й группы. Уже давно на пенсии, у меня внуки, хороший муж, но когда по телевизору показывают крушения поездов, мне становится плохо. Вспоминаю наших погибших девчат. Помяните их…

Что случилось с поездом?

Трагедия произошла между станциями Сафоново и Ярцево недалеко от Смоленска 13 июня 1966 года. К сожалению, узнать официальные подробности этой истории не удалось. Как нам рассказали в пресс-службе КЖД, в 1966 году Калининградская железная дорога была отделением Прибалтийской, все архивы и документы тех лет хранятся в Вильнюсе. Не удалось найти и бригадира 101-го поезда Алексея Гурьева (он давно на пенсии). По информации проводника Надежды Котельниковой, на месте трагедии рельсы  были разобраны намеренно.


Жанна Ковалевская,
janna@strana.kaliningrad.ru,
фото из архива героини истории