Калининградский фонд «Возрождение» второй год выигрывает тендер на оформление нашей экспозиции на выставке в Канне. А так как в фонде работают люди, идейно заинтересованные в восстановлении исторической застройки центра города, то они являются и одними из самых активных участников процесса. Это своего рода общественное лобби, принявшее участие в прошлом году в международном архитектурном проектном семинаре по градостроительному развитию центра Калининграда (воркшопе). Собственно, после работы этой представительной конференции, с учётом мнения архитекторов и общественности, и уточнилась концепция застройки центра. И на MIPIM-2008 уже выставлены не высотные здания, как в прошлом году, а проект Альтштадта. Об этом в самолёте по дороге из Канн мы и поговорили с Даниилом Кофнером, директором по экономике фонда «Возрождение».
- Основная проблема Калининграда в том, что он развивается довольно однобоко, - говорит Кофнер. - Лет десять назад в городе вообще не строилось никакой коммерческой недвижимости. Потом наши бизнесмены ударились в гигантизм, построили несколько объектов, которые не только не красят город, но и создают ему проблемы. В этих зданиях торговых центров, как правило, нет красивой архитектуры, общественных зон, вокруг них не остаётся места ни для зелени, ни для прогулок горожан.
Сейчас появилась идея исторической реконструкции центра города. В чем её смысл? В том, чтобы отказаться от однотипной застройки. В том, чтобы восстановить старый город в достоверном историческом виде. А дальше, разбив территорию на относительно маленькие кусочки, - Альтштадт разбит примерно на 40 объектов застройки, - для каждого из них найти своего будущего конечного инвестора. Такого, который потянет большое обременение в пользу развития инфраструктуры и общественных зон города и даст высокое качество архитектуры и строительства. Отмечу, что реализация такого проекта невозможна без участия опытных местных застройщиков и управляющих компаний, выделивших значимую часть финансирования на разработку концепций представленных на выставке проектов.
- Наверное, такие инвесторы должны обладать совершенно иным мышлением?
- Да, всё это невозможно делать на спекулятивные деньги, которые надо быстро вернуть. Например, на деньги российских банков, кредитующих застройщиков под очень высокий процент. По тому количеству визиток, которые оставили посетители нашего стенда на выставке MIPIM, а это больше трёх сотен, заметно, что под каждый из объектов можно найти прямого, не спекулятивного инвестора.
Вот чем, к примеру, гордится парижский стенд? Тем, что про каждый дом написано: экологически совместимый, сохраняющий окружающую среду. Это и наша позиция, это то, чего и мы хотим в итоге добиться.
Макет Королевского замка на стенде Калининграда на MIPIMе.
- Кто из посетителей проявлял реальный интерес, а кто формальный?
- Реальный интерес проявляло 80 процентов посетителей стенда. Из 300 контактов больше половины - реальные инвесторы. «Хилтон» и «АККОР» (две компании, подписавшие инвестиционные меморандумы с правительством области о строительстве гостиниц в Калининграде. - Ред.) сыграли роль флагманов, которые показали более мелким «кораблям», что дорога открыта, что в наш регион можно заходить.
У всех участников выставки на бейджиках стояло название Catella, это крупнейшая французская инвестиционная компания, которая серьезно поработала на нашем стенде. Были и представители известной в России «Икеи», представители крупнейших гостиничных сетей, компания «Карлтон» и другие.
- Вы со многими посетителями общались. Что они говорили по поводу нашей экспозиции?
- Очень важные выводы сделаны по прибрежным проектам. Светлогорск представил качественную гостиницу в районе нынешней канатной дороги. Этот проект вызвал серьёзный интерес, но, по мнению потенциальных гостиничных инвесторов, должен расширить свое позиционирование. Гостиница, предназначенная для отдыха, ориентированного только на пляжный туризм, не имеет много шансов. Лучше перспектива у места для вип-бизнеса в сочетании с курортным отдыхом. Ведь все гостиничные операторы отметили, что в Прибалтике не может быть чисто пляжного отдыха, потому что сезон короткий. Зато если на побережье построят новую скоростную дорогу, и через 20 минут можно будет приехать на конференцию, презентацию или деловую встречу, то такой комплекс с конгресс-холлом будет востребован. И как только предложение было переозвучено в этом направлении, инвесторы, которые были на стенде, многократно подтверждали свой к нему интерес и готовность участия.
Такая же проблема по Зеленоградску (проект гостиничного комплекса «Кранц SPA» в районе Малиновки. - Ред.). У нас не хватает технологии развития отдыха для людей среднего и старшего возраста, предпочитающих отдых в Прибалтике. И опыта, как сочетать апартаменты, санаторий и гостиницу, у нас тоже пока нет. Найдено несколько очень крупных реальных партнёров, в том числе датская компания «Кове Балтия», которая сделала знаменитый аквапарк в Друскининкае.
Гусев показал проект восстановления исторического центра. Понятно, что на этапе его раскрутки главная задача муниципалитета - получить гранты на проектирование и предварительную инвестиционную подготовку. И переговоры с руководством Гамбурга, которые провёл министр экономики областного правительства Феликс Лапин, разговоры с несколькими немецкими экспозиционными фондами показали, что гранты привлечь абсолютно реально. И Гусеву - как проходил этот путь Альтштадт с 2000 года - надо начать с разработки именно грантовых программ, с концепции. Сразу инвесторы не появляются. Впрочем, администрация Гусева как раз известна умением работать с грантовыми инструментами.
Поэтому на вопрос, настоящий шёл инвестор или просто любопытствующий, скажу следующее. На те проекты, которые имеют хороший бизнес-план, находится достаточно инвесторов. Вот «Вестер», показавший торговый комплекс, нашёл несколько очень серьёзных партнёров. А те проекты, которые не готовы для того, чтобы отдать их в частные руки, типа Гусева или Королевского замка в Калининграде, скорее, могут рассчитывать на государственно-частное партнерство.
- В чём заключается роль Калининградского фонда развития «Возрождение»?
- Фонд не занимается привлечением инвестиций или подписанием контрактов - это роль правительства области и городского округа (мэрии). Именно все вместе убедительно сработали в подготовке градообразующих проектов в центре города по международной гостиничной сети «Хилтон» и «Аккор», выбрав наиболее удобную для инвестора схему одного окна.
В первую очередь, фонд выполняет роль общественной благотворительной организации, все усилия которой направлены на отстаивание общественного мнения в важных архитектурно-градостроительных проектах, в том числе представленных на MIPIM-2008. Так, собственно говоря, и была создана организация - общественность выразила своё мнение: в Калининграде должен появиться исторический центр, и наша задача его отстоять!
Кстати, оба меморандума, подписанные губернатором с «Хилтоном» и «АККОРом», подготовленные, в том числе, при участии «Возрождения», полностью отвечают именно этим интересам общественности - ведь в них включены колоссальные обременения на строительство новых мостов, общественных зон и развитие городской инфраструктуры, а также жёстко определён порядок проектирования с учётом решений архитектурного воркшопа.
Орфографическая ошибка в тексте
Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.