13:59

После войны русские и немцы работали вместе и жалели друг друга

  1. Новости

Только за эту неделю на конкурс "Первые калининградцы" (см. №№ 1-15) мы получили 12 писем с редкими снимками. Уникальными подробностями из жизни первых послевоенных лет Калининграда поделилась Зинаида Васильевна Гордейчук, бывший воспитатель детсада № 29, ныне пенсионерка.

Очередь за зарплатой

В Калининград наша героиня приехала из Ярославля в 1946 году. Ее отец - участник штурма Кёнигсберга - остался здесь после войны: предложили работу водителем на мелькомбинате. Трудовых книжек не было. Зинаида Васильевна показывает нам справку от 19 апреля 1946 года, которую ей выдали, когда приняли кассиром в комендатуру (так тогда назывались райисполкомы) 4-го (Московского) района.

- В разрушенном городе найти такую работу – большая удача, - говорит Зинаида Васильевна.

Наша героиня выдавала зарплату немцам – жителям Кёнигсберга, которые работали дворниками в Московском районе. В основном это были пожилые люди. Раз в месяц они приходили в здание комендатуры - небольшой немецкий коттедж на ул. Волочаевской и выстраивались в очередь за зарплатой. Вели себя примерно: терпеливо ждали в тесном коридоре.

- Немецкого я не знала, - рассказывает Зинаида Гордейчук. – Человек называл фамилию, я выдавала деньги по ведомости. Отношения с немцами у нас были хорошие. Мы жалели их – ведь они мирные люди, война причинила им столько горя. А они жалели нас. Помню, однажды я была чем-то расстроена, выдаю деньги, а из глаз - слезы. Пожилая немка погладила меня по голове, успокоила.

Две ванны на всех

Жителей Кёнигсберга наша героиня вспоминает с теплом – жили и работали вместе. Коллега фрау Мюллер прекрасно говорила по-русски. Кучер-немец возил в своем фаэтоне сотрудников комендатуры. В больнице на ул. Дзержинского (сейчас № 5) работал врач-рентгенолог.

- На ул. Волочаевской фрау Доуш открыла единственную в округе баню, - вспоминает Зинаида Васильевна. – Всего две ванны, где по очереди мылись русские и немцы, на выходе другая немка — парикмахер - делала дамам горячую укладку.

Наша читательница говорит, что немцы чувствовали себя в безопасности, комендантского часа не было, правда, жилось им тяжко. Жители Кёнигсберга голодали (многие умирали), ходили по домам, меняли вещи на продукты. Из города немцы уезжали тихо и спокойно, некоторые хотели остаться, но власти им не разрешили.

Первым переселенцам приходилось работать и в выходные – разбирали завалы, кирпич шел на восстановление Ленинграда. Нынешний Московский проспект был вымощен красивой плиткой, увы, ее разобрали и отправили в столицу. Не сохранилась и плитка, уложенная на площади у парка Центральный.

Отдохнуть молодежи удавалось поздно вечером - в 1946 году на ул. Емельянова открыли Дом офицеров, а в нем - танцы. Здесь наша героиня познакомилась с мужем-фронтовиком. Супруги вырастили двух дочерей. Зинаида Васильевна – ветеран труда, с 1961 года работала в детском саду № 29 на ул. Днепропетровской.