Новости
Автор: Екатерина Медведева
02.10.2017
19:09

Семнадцать тысяч за два провода: в Калининграде должники платят за подключение света в десять раз больше, чем в столице

Архив Клопс.Ru Архив Клопс.Ru
Архив Клопс.Ru
19 июня 2017 года в Калининградской области выросла стоимость повторного подключения электричества. Сумма в 17,5 тысяч рублей в десять раз превышает долг, из-за которого можно лишиться света. 29 сентября вступило в силу постановление правительства РФ, ограничивающее стоимость услуги тысячей рублей, однако множеству калининградцев уже пришлось оплатить выставленные поставщиком счета. Другие не согласились с таким тарифом и несколько месяцев сидят без света. Региональные УФАС, прокуратура и правительство получили множество обращений от пользователей, посчитавших, что "Янтарьэнерго" и "Янтарьэнергосбыт" нарушили их права. Чтобы разобраться в ситуации, Клопс.Ru побывал на заседании комиссии антимонопольной службы, поговорил с юристами и представителями энергосбытовых компаний в других регионах.
 

20 дней спустя

 
До недавнего времени калининградские должники платили за повторное подключение 4 тысячи рублей. Однако потом АО "Янтарьэнерго", чьи сотрудники по договору со сбытовой компанией оказывают услуги по отключению собственников, пересчитало стоимость.
 
"Нынешняя стоимость не соответствует затратам сетевой компании. Работа по отключению должников объединяет усилия многих специалистов: выезд бригады с автовышкой для отключения, работу диспетчеров, контролирующих безопасность проведения работ, и электромонтёров.", — пояснили тогда в "Янтарьэнергосбыте".
 
В компании подчеркнули, что общая сумма, которую предстоит оплатить помимо самой задолженности, — это стоимость и повторного подключения электроэнергии (8770,48 рублей), так и услуг по отключению, поскольку на эту процедуру "затрачиваются те же ресурсы". При этом в настоящее время компания имеет право отключить электричество в квартире любого потребителя, который задолжал им сумму, превышающую "два месячных размера платы, согласно нормативам потребления". Эти нормативы просчитываются индивидуально. То есть лишиться света могут не только злостные неплательщики, но и те, кто задолжал полторы тысячи рублей. Как показывает практика, санкции обычно начинают применять к тем, кто задолжал более 4 тысяч рублей. На сайте "Янтарьэнергосбыта" есть список адресов таких неплательщиков.
 
 
Фото: архив Клопс.Ru
 
Несколько раз извещать о запланированном отключении компания тоже не обязана. Сейчас достаточно единожды направить уведомление. Контролёр либо лично вручит его должнику, либо отправит заказным письмом. Если в течение 20 дней собственник жилья с долгом не рассчитывается, то остаётся без света. Большинство калининградцев, в жилье которых отключили электричество, утверждают, что никаких извещений не получали. Однако в "Янтарьэнергосбыте" парируют, что горожане сами не идут на почту за письмом после того как получают извещение. Буквально на днях компания "Янтарьэнергосбыт" заявила, что планирует предупреждать о грядущих отключениях ещё и по электронной почте и по телефону, но пока не очень ясно, как это будет реализовываться на практике, и будет ли происходить вообще.
 

Конец света в отдельно взятой квартире

 
Сейчас множество калининградцев, среди которых инвалиды, пенсионеры и многодетные семьи, по разным причинам не оплатившие вовремя счёт за электроэнергию, не в состоянии найти необходимую сумму. Люди вынуждены месяцами сидеть без света. Некоторые горожане уверены, что отключение электричества в их квартире произошло по ошибке или было незаконным.
 
Военнослужащий из Калининграда Артём Васильев (фамилия изменена — Прим. ред.), воспитывающий троих детей, рассказывает, что отключать свет пришли, пока он был в командировке.
 
Мне позвонила мать, которая сидела с детьми. Она передала трубку электрикам, которых я попросил не отключать: обещал, что прямо сейчас заплачу, и мама пыталась прямо на месте деньги отдать, но они сказали "Да нам плевать на ваших детей!". Я на следующий же день прилетел. Пошёл оплачивать долг в три тысячи рублей, а мне сообщают, что надо ещё семнадцать с половиной! Я говорю: сейчас пойду в прокуратуру на вас жаловаться. А мне отвечают: "Если вы ещё раз так скажете, то мы имеем право ещё три дня вас не подключать!, — говорит Артём, который выступает одним  из заявителей при рассмотрении дела в калининградском УФАС.
 
В распоряжении надзорного органа больше десятка заявлений от недовольных стоимостью подключения калининградцев. Как минимум четверо заявителей, в числе которых инвалид второй группы и многодетные семьи, отказались платить за повторное подключение и уже порядка трёх месяцев сидят без света.
 
 
Фото: архив Клопс.Ru
 
"Свой долг в 5 тысяч рублей я уже давно оплатила. Но почему я должна платить такие деньги за подключение? Я ведь даже не получала никаких предупреждений. Меня в городе не было. Вернулась, а тут приходят ко мне и говорят, что отключают. Говорю: "Дайте мне несколько минут, и я принесу вам квитанцию об оплате счетов. У меня банк через дорогу". Нет и всё!", — возмущается Ольга Маркушина (фамилия изменена – Прим. ред.).
 
Алексей Самароков (фамилия изменена – Прим. ред.) признаётся, что решил не платить "Янтарьэнергосбыту" 17,5 тысяч рублей из принципиальных соображений, однако видел людей, которые оказались в безвыходной ситуации.
 
Когда я приходил в компанию разбираться, то там таких возмущённых тарифами на повторное подключение было полно. Среди них и матери-одиночки с зарплатой в 20 тысяч рублей, и много бабушек, у которых пенсия всего 8 тысяч. Они плакали, потому что не знали, что им дальше делать, — вспоминает Алексей.
 
Согласно данным, предоставленным в УФАС компанией "Янтарьэнергосбыт", требования по оплате услуги повторного подключения предъявили примерно двум тысячам потребителей.
 

В тариф всё включено

 
Комиссия УФАС по Калининградской области уже четырежды собиралась для рассмотрения дела о стоимости повторного подключения электроэнергии в регионе. Последнее, и уже окончательное, решение члены комиссии должны вынести 4 октября. Сотрудники ведомства обратили внимание на ряд фактов, которые говорят о том, что "Янтарьэнерго" нарушило законодательство, рассчитывая стоимость услуги. 
 
 
Фото: архив Клопс.Ru
 
По словам представителей "Янтарьэнерго", калькуляция стоимости одного выезда (для отключения или для повторного подключения электроэненргии) включает в себя следующие расходы:
 
— заработная плата (лиц, непосредственно производящих отключение, и другого персонала) — 1728,6 рублей;
— страховые взносы во внебюджетные фонды — 528,26 рублей;
— транспортные расходы — 2648,54 рубля;
— общепроизводственные расходы — 1866,89 рублей;
— общехозяйственные — 660,32 рубля, НДС (18%) — 1337,87 рублей.
 
"Обращаем внимание, что у нас себестоимость согласно калькуляции — ноль. Это только наши чистые затраты в этой стоимости услуг", — уточнила юрист "Янтарьэнерго" Анжелика Юрьева.
 
В УФАС для сравнения поинтересовались ценами на услуги электромонтёров, работающих в "Янтарьэнергосбыте". Оказалось, что работы по установке электросчётчика обойдутся калининградцу примерно в три тысячи рублей без учёта стоимости прибора.
 
"Мы не должны смотреть, сколько там установила другая организация. Это рынок. У "Янтарьэнергосбыта", возможно, другие зарплаты и расходы. Это как в магазинах: тут хлеб стоит 20 рублей, а в другом магазине — 21 рубль", — объяснила Юрьева разницу в расценках на похожие виды работ.
 
Больше всего в расчёте стоимости услуги потребителей смутил пункт о транспортных расходах.
 
"Больше 2,5 тысяч рублей за один выезд! Это откуда же ваши электромонтёры должны ехать в Калининград? Из Литвы?", — возмутился Алексей Самароков, присутствовавший на заседании комиссии.
 
 
Фото: архив Клопс.Ru
 
"В транспортные расходы мы включили использование и амортизацию автомобиля, техобслуживание, налог на имущество, транспортный налог, зарплату водителя. Он тоже на это тратит своё время, отчисление на социальное страхование, затраты на топливо", — перечислила Юрьева.
 
УФАС запросил справку о расходах различных коммунальных служб в Калининграде и выяснил, что специалисты "Водоканала" тратят на поездку по городу от 355 до 979 рублей, а "Калининградтеплосети" — от 441 до 486 рублей.   
 
"Данные услуги не тождественны. Возможно, их осуществление у других ресурсоснабжающих организаций не связано с применением спецтехники. К тому же деятельность "Водоканала" и "Калининградтеплосети" ограничивается пределами города, а специалисты "Янтарьэнерго" действуют по всей области", — рассказала представитель "Янтарьэнергосбыта" Жанна Сукуадзе.
 
Объяснить, почему жители многоквартирного дома в Калининграде, у которых отключение производится на самом электрощитке, должны оплачивать выезд к ним спецтехники, представители обеих компаний не смогли. Так же как не смогли в организациях пояснить, почему выезды электромонтёров в разных муниципалитетах и на разные расстояния считаются по одному и тому же тарифу.
 
"Должна быть какая-то методика расчёта за отключение и восстановление подачи электроэнергии для одного конкретного потребителя. Сейчас они, грубо говоря, в общий котёл всех объединили. На мой взгляд, нарушение заключается в том, что должен быть неравнозначен подход к каждому потребителю", — считает заместитель руководителя калининградского УФАС Виктор Грибко.
 

В Питере не платить

 
В самых крупных российских городах плата с должников, погасивших счета, взимается в совершенно другом объёме. В Москве повторное подключение электроэнергии гражданам, оплатившим долг, до вступления в силу постановления правительства о компенсации расходов стоило 1500 рублей. Эту же услугу можно было получить в срочном порядке за 3 тысячи рублей. По словам сотрудника пресс-службы компаний "Мосэнергосбыт", эти суммы полностью покрывали затраты на выезд специалиста и произведённые им работы. В Санкт-Петербурге за услугу повторного подключения, если процедура производится путём отсоединения проводов в электрощитке, денег не берут вообще.
 
Бывают разные способы технологического отсоединения. Если потом, чтобы возобновить подачу электроэнергии, надо выезжать вышке, тянуть сети или заново устанавливать счётчик, стоимость просчитывается индивидуально. А если, грубо говоря, просто провода перерезанные присоединить, то в таком случае плату за повторное подключение мы не взимаем, — сообщили в пресс-службе "Ленэнерго".  
 

Юридическая дилемма

 
Как рассказала Клопс.Ru сотрудник юрист отдела судебной практики "Солнцев и партнёры" Ирина Ожиганова, не только калининградцы пытаются бороться с монополистом, который установил непомерную цену за возвращение света в квартиры бывших должников.
 
"Так, на Таймыре, к примеру, ещё в 2012 году прокурор в суде признал незаконным такую навязанную услугу, и суд согласился, что она противоречит закону о защите прав потребителей", — сообщила юрист.
 
Всё дело в том, что согласно постановлению правительства РФ, с 1 января 2017 года расходы по приостановлению или возобновлению услуги потребителю-должнику ложатся на его же плечи. Причём законодательно тариф на повторное подключение никак не регламентирован. С точки юридической точки зрения, претензии могут возникать не к размеру, а к экономическому обоснованию тарифа на данную услугу.
 
 
Фото: архив Клопс.Ru
 
"Если потребитель считает тариф необоснованно завышенным, он имеет право обратиться в компетентные органы с соответствующей жалобой: прокуратуру, ФАС, Роспотребнадзор", — отметила Ожиганова.
 
По словам юриста, ограничение и повторное подключение являются дополнительными услугами и должны производится только с письменного согласия самого потребителя. Однако представители сетевой компании заявляют, что в данном случае тут работает тот же механизм, что и с неправильно припаркованным автомобилем, когда в силу вступают нормы, обязывающие владельца машины оплатить услуги эвакуатора.  
 

Всё через суд

 
Уже несколько дней калининградцам не нужно платить пресловутые 17,5 тысяч за подключение света после уплаты долга. И даже те, кто месяцами терпел и жёг свечи, могут заплатить тысячу рублей и снова пользоваться электричеством. Предоставление коммунальных услуг должны возобновить не позднее, чем в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов на повторное подключение.
 
У калининградцев, которые уже заплатили огромные суммы, есть призрачный шанс вернуть эти деньги. Если УФАС решит, что при расчёте стоимости услуги по ограничению и повторному подключению были допущены нарушения, заявители могут смело идти в суд. Правда, в самом "Янтарьэнерго" перспектив у этой идеи не видят, объясняя это тем, что судиться потребителю придётся со сбытовой компанией, которая имеет на руках документы, что всего лишь оплатила затраты, понесённые исполнителем работ.
 
"Если услуга оказана и деньги заплачены, то можно требовать вернуть излишне оплаченную часть. Определить эту сумму вряд ли можно без судебного разбирательства, — отмечает Ирина Ожиганова. — Учитывая, что здесь есть сразу несколько нормативных актов, которые регулируют эту сферу, возникает вопрос о правовой природе оплаты за повторное подключение: это расходы или всё-таки дополнительная услуга, навязываемая потребителю? От этого зависит и юридический механизм защиты потребителя от дополнительных расходов. Пока судебной практики по этому вопросу нет".
 
112