10:24

"Сомалийские пираты – это звери!"

  1. Новости

"Наготовили на неделю вперед"


Самой первой в аэропорт приехала из Балтийска Лариса Быкова мама матроса Максима.

– Ждем - не дождемся, не видели их так долго! Ребята ведь должны были с рейса вернуться к Новому году, а вышло вон как, - вздыхает Лариса. – Дома уже все готово: стол накрыт, холодильник полный – дверца еле закрывается. Будем откармливать. Последние дни мы только и делали, что готовили. Холодец, картошка, салаты… Теперь не будут голодать. Я, когда узнала, что экипаж освободили, не могла ничего сказать от шока. Только стонала в трубку, - Лариса еле сдерживает слезы.

- Мы не поверим в возвращение, пока не коснемся мужей. Мы уже много раз созванивались, но хочется обнять, дотронуться до мужа, живого и невредимого, - говорит Анна Антонова, супруга механика-наладчика Захара Винтенбаха. – Говорят, мужчины за время плена сильно похудели. Мой муж под два метра ростом, весом в сто килограммов. Какой он сейчас, после плена?

"Со здоровьем все в порядке"


В Калининграде ждали 20 из 23 калининградцев, пробывших четыре с лишним месяца в плену. Дело в том, что двое моряков остались в Москве, а капитан судна Сергей Харлан поехал домой в Белоруссию, в Минск.

Шло время, в зале ожидания аэропорта становилось все больше женщин с цветами. Они встречали друг друга у входа, как родные: обнимались, целовались, смеялись. Общее горе и противостояние пиратам, кажется, навсегда объединило жен.

Когда объявили посадку, все замерли. В тишине женщины и родные еще минут десять стояли у дверей, из которых должны были выйти моряки.

- Мой! – крикнула одна из женщин, и бросилась к мужу, когда в проеме появилась рослая фигура. За ней к своим любимым побежали остальные. Моряки выходили хмурые, с усталыми лицами. Большинство молча прошли мимо толпы встречающих, отказавшись общаться с журналистами. Члены экипажа "Thai Union 3", которые не ждали багаж, сразу уехали из аэропорта.

Те ребята, которые остались в зале, вспоминали о пиратах с неохотой.

- Пираты – это звери, животные, что тут говорить, - сказали моряки, обнимая жен. – Сегодня у нас уже все хорошо. Ведь все позади. Домой очень хочется.

- Самочувствие нормальное и сейчас чувствуется только радость! – говорит самый молодой участник рейса механик Александр Евтеев. – Этот рейс не первый для меня, но потрепал он меня, конечно, здорово. Возвращаться туда не хочется! С ребятами, другими членами экипажа, мы теперь будем встречаться часто. Куда же мы денемся, мы теперь скреплены кровью!

Охраняли 17 человек с автоматами


- Я входил в ремонтную бригаду, мы доделывали ремонт и остались на судне. И так вышло, что мы попали в плен. Я, конечно, и думать об этом не мог, не предполагал, - рассказывает Юрий Гридчин, рабочий с "Thai Union 3". - Помню, как нас захватили. Нас почти час гоняли на трех скоростных лодках. Капитан пытался увести судно. По нам стреляли и капитана сильно ранили. Я – сварщик, помог ему. Я его зашил. А что мне оставалось делать, если из 27 человек на судне никто ничего не умел? А я умел делать уколы. Вот и зашил рану. У него было отверстие размером 13 на 8 сантиметров, рука была полностью перебита, кость торчала. Жуть.

По словам Юрия в плену было очень тяжело. И не только морально, но и физически.

- Сидеть и лежать приходилось на полу. 27 человек членов экипажа сидели в одной каюте. Руки за головой. И голову нельзя было поднимать. Только поднимаешь, подбегали с автоматами и показывали, что еще чуть-чуть и выстрелят! Мы пиратов старались не провоцировать. Нас постоянно караулили 17 пиратов – это не шутки.

Разбойники с первого дня вывезли с судна все, что можно было вывезти. В том числе и продовольствие.

- Пираты увезли нашу еду и привезли свою – вонючий протухший рис, прелые макароны. Мы голодали, а это серьезное дело… У нас кружилась голова, на ноги невозможно поднять было, - рассказывает Юрий. – За четыре с лишним месяца плена каждый из нас съел по четыре кубика сухого супа. Это была основная еда.

Спасли собаку


- Я понял, что нас захватили и что уже ничего нельзя сделать, когда после обстрела пираты, 13 человек, забрались на наше судно, рубку и приказали остановить машину. Захват был произведен, - говорит механик Александр Евтеев. – Помню, как пираты взяли старпома и приставили ему к голове пистолет.

Наши моряки вспоминали, как они стояли в пиратской базе.

- Кроме нас там было еще как минимум два транспортных судна, контейнеровоз, два танкера, - говорит Александр. – Пираты были серьезно вооружены: автоматы Калашникова, пистолеты, гранатометы… Достаточно было. У каждого пирата было по 200 патронов, гранаты.

По словам Александра, пираты общались с ними, пленными. Правда, общением это обращение с собой назвать сложно.

- Пираты подшучивали, прикалывались. Например, перезаряжали автоматы перед головой. Все вещи у нас забрали: и личные вещи и оборудование. Отпустили нас, в чем были: тапки, шорты, майка.

Известно, что пираты в течение всех четырех месяцев плена хотели убить судовую собаку, которая жила на "Thai Union 3" и являлась полноценным членом экипажа, другом.

- Пираты пытались стрелять в собаку каждый раз, когда она лаяла. Нам оставалось только не давать им это сделать – мы закрывали собаку собой. Так и спасли.

Напомним, судно "Thai Union 3" было захвачено сомалийскими пиратами 29 октября 2009 года в Индийском океане. Из 27 членов экипажа 23 являются гражданами России – все калининградцы.