10:56

Почему калининградская "КД авиа" не смогла пережить кризис

  1. Новости


"КИРДЫК-АВИА"


Калининградский аэропорт "Храброво" похож на заброшенный элитный бункер из постапокалиптического фильма. Еще светятся теплым голубоватым неоном рекламные щиты и блестит полированный металл рамок пропускных терминалов. С постеров на стенах глядят симпатичные, покрашенные под кита-косатку "Боинги" с двумя оранжевыми литерами KD на синих боках; в ватниках с той же аббревиатурой суетятся "слоны" - рабочие самолетного обслуживания. Но под крышей уже щебечут свившие себе там гнезда воробьи, а в сумраке лестничных маршей ловят капли сочащейся с потолка воды пластмассовые тазики. Буквы "КД" теперь символизируют слово "кирдык".

А ведь начиная с 2007 года этот порт, входивший в состав компании "КД авиа", был международным хабом - узелком, связывающим ниточки маршрутов, проходящих с запада на восток и с востока на запад. В 2008 году, например, аэропорт "переварил" почти два миллиона пассажиров (более 160 тыс. человек в месяц). С тех пор как "косатка" "КД авиа" всплыла кверху брюхом, эта цифра едва дотягивает до 20 тыс. в месяц. Перевалочный пункт международного значения превратился в заштатный аэропорт.

У самой авиакомпании сначала тоже все было в шоколаде: в 2007 году - главный приз в номинации "Авиакомпания года" и "Приз пассажирских симпатий" (в интернет-форумах до сих пор множество людей тоскуют по прикольным "косаткам" и хорошему обслуживанию на рейсах), количество перевезенных за год - 1,6 миллиона человек.

Но уже в середине 2008 года стало понятно, что дела плохи. На тот момент долги "КД авиа" составляли более 7 миллиардов рублей. Дальше события засвистели одно за другим со скоростью вылетающих из пулемета стреляных гильз.

В декабре 2008 года Сергей Грищенко привлекает новых акционеров - банк "Санкт-Петербург". В обмен на обслуживание долга компании они получают основную долю акций "КД авиа". Тем не менее в 2009 году долг достигает 14 миллиардов рублей и новый генеральный директор, назначенный акционерами, объявляет дефолт. Затем Росавиация запрещает "КД авиа" летать. А Грищенко и Ицкова обвиняют в преднамеренном банкротстве компании.

РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ?

- Невозможно поверить в то, что Ицков и Грищенко сознательно развалили предприятие, - рассказывает мне Александр Шацкий, лидер инициативной группы сотрудников "КД авиа", потерявших работу. Группа не очень большая, около 100 человек, но это единственная организованная ячейка. По заверению Александра, главная их цель - вернуть задолженности по зарплате, которую перестали платить еще в апреле прошлого года. Но, разбираясь в ситуации, Александр увидел некую схему, по которой, как он считает, и развивались события.

Шацкий уверен, что Грищенко, который вложил в "КД", по разным оценкам, от 150 до 300 млн. долларов личных денег, стал жертвой внешних сил. Вот как, по его мнению, это произошло.

В 2008 году банк "Санкт-Петербург" назначает нового гендиректора. Тогда же в совет директоров компании (в нем пять кресел, включая председательское) входят четыре человека, представляющих интересы банка. Грищенко через некоторое время выводят из состава совета. Затем от дел отстраняют и исполнительного директора Леонида Ицкова. Ицков занимает должность директора ЗАО "Международный аэропорт "Калининград" ("МАК") - структуры, еще недавно входившей в состав "КД авиа". Но по требованию Росавиации аэропорт и авиакомпания были разделены на два разных предприятия. Таким образом, фактически потеряв авиакомпанию, Грищенко все еще контролирует аэропорт.

А через два дня после ареста двух управленцев в Калининграде регистрируется ЗАО "Аэропорт "Храброво", по мнению Шацкого, напрямую связанное с банком "Санкт-Петербург". Представители этого предприятия начинают переманивать к себе на работу сотрудников все еще действующего ЗАО "МАК". Говорят людям, что со временем Грищенко все равно потеряет имущество аэропорта.

- Мои выводы просты, - объясняет Шацкий. - У Грищенко рейдерскими методами пытаются отнять его последние активы - аэропорт. При этом ни он сам, ни его правая рука Ицков, находясь за решеткой, не могут ничего сделать.

СТРАННЫЕ ТРАТЫ


Губернатор Калининградской области Георгий Боос встречает меня в своем рабочем кабинете. Правительство региона размещается в огромном замке, построенном еще немцами, - одном из немногих зданий, уцелевших после бомбежки Кенигсберга англичанами в 1944 году.

- Георгий Валентинович, неужели "КД авиа" нельзя было спасти? - спрашиваю я. - Ведь правительство России выделило на это 4 миллиарда рублей и деньги уже были переведены в бюджет вашего региона...

- Это действительно так, - отвечает губернатор. - И у нас был разработан план, следуя которому мы не только вытащили бы компанию из финансовой дыры, но и вернули бы ее в рынок на очень неплохих позициях.

План, о котором говорит Боос, заключается в следующем. "КД-авиа" проводит дополнительный выпуск акций на 7 - 8 миллиардов рублей. Правительство Калининградской области покупает ценные бумаги на выделенные правительством РФ

4 миллиарда и входит таким образом в состав собственников компании. Еще 3 - 4 миллиарда рублей акциями забирают за долги кредиторы "КД".

- На тот момент, когда этот план был разработан, вся задолженность компании составляла 9 - 10 миллиардов рублей, - говорит губернатор. - Из них 5 - 6 миллиардов были кредитами со сроком погашения в 2014 году, то есть их можно было выплатить спокойно, не торопясь.

Но этому плану сбыться было не суждено.

- Уже после того как договоренности были достигнуты, начались странные дела, - объясняет Георгий Валентинович. - Представители акционеров присылают мне предложение. И пишут там следующее. Они дополнительно выпускают лишь один миллиард акций по цене 1 рубль, но продают этот пакет бюджету Калининградской области... уже за 4 миллиарда! Я был ошарашен.

От такой сделки губернатор отказался.

- Это была бы пустая трата бюджетных средств, - говорит Боос. - Деньги не привели бы к финансовому оздоровлению компании, а область не получила бы той доли в предприятии, на которую она рассчитывала.

- Но почему акционеры неожиданно решили отказаться от заранее согласованного плана?

- У меня создалось впечатление, что они просто не заинтересованы в дальнейшем развитии авиакомпании, - пожимает плечами губернатор. - Им это по какой-то причине неинтересно.

Разговоры о том, что дело пахнет рейдерским захватом предприятия, губернатор, конечно, слышал. Но, по его мнению, бывшее руководство компании само загнало себя в ловушку.

- Все или почти все долги - на совести бывших владельцев компании, - говорит Боос. - Никто их насильно не тащил закладывать свой пакет акций банку "Санкт-Петербург". Да, я разочарован тем, что банк не справился с ситуацией. У меня есть к нему претензии, потому что его представители не реализовали ту программу, о которой мы договаривались. Но обвинять их в рейдерском захвате я не могу.

Основания у губернатора есть. Дело в том, что топы "КД авиа" уже обращались за помощью к правительству региона. Это было еще в 2008 году, когда у предприятия возникли первые неразрешимые собственными силами трудности.

- Грищенко попросил о поддержке, а мы попросили открыть нам финансовые документы для анализа, - вспоминает Боос. - Далеко нас не пустили, но и того, что мы увидели, вполне хватило. У компании были слишком раздутые расходы. Была сформирована огромная - порядка 6 миллиардов рублей - дебиторская задолженность со стороны предприятий, фактически принадлежащих Грищенко. То есть деньги за оказание услуг были выплачены вперед, а сами услуги - не оказаны. Приведу один пример. 1,5 миллиарда рублей "КД авиа" перевела на закупку обычного бортпитания. Да это же огромная сумма - зачем? На несколько лет вперед? Учитывая, что компания работала как лоу-костер, то есть продавала дешевые билеты, она должна была на всем экономить. А тут наоборот - гигантские, при этом совершенно неоправданные расходы. И таких примеров множество.

Словом, губернатор уверен: Сергей Грищенко своими руками пустил "КД авиа" по ветру. И теперь, очевидно, потеряет не только деньги.

- Эти люди обладали связями с серьезными фигурами, с большими политиками и крупными чиновниками, - говорит Боос. - И раз уж их задержали, то основания были столь серьезными, что нельзя уже было отбиться даже этими связями. Но, разумеется, судить о степени вины Ицкова и Грищенко - дело не мое. На то есть суд.