17:38

Сбили, потому что не заметили: как не попасть под колёса на калининградских дорогах

  1. Новости
После гибели на ул. Олега Кошевого 4-летней девочки, сбитой вечером 2 ноября на пешеходном переходе, в Калининграде вновь заговорили о проблемах безопасности дорожного движения.
 
В тот злополучный вечер девочка переходила проезжую часть вместе с мамой. Однако женщина шла позади дочери и не смогла предотвратить трагедию. 
 
По первоначальной версии полиции, девочка вырвалась и выбежала на проезжую часть. Некоторые очевидцы утверждали, что взрослых рядом с ребёнком вообще не было — с ней якобы шла другая девочка.
 
Попавшая в аварию девушка-водитель сразу после ДТП заявила, что просто не увидела четырёхлетнего ребёнка, хоть и притормозила перед "зеброй". 
 

Кто виноват и что делать

 
Уже на следующий день после аварии горожане вспомнили об ответственности властей при обустройстве тротуаров и пешеходных переходов. Людей возмутило, что пешеходный переход не имел дополнительного освещения, предусмотренного ГОСТом. А автомобилисты в один голос заговорили об ответственности самих пешеходов, которые зачастую даже не знают правил дорожного движения и уж тем более не пользуются светоотражателями, которые делают пешеходов более заметными для водителей.
 
Чтобы привлечь внимание к трагедии, Госавтоинспекция провела акцию памяти возле детского сада, который посещала погибшая девочка. Во время этой акции дети с родителями призвали калининградцев не просто неукоснительно соблюдать правила дорожного движения, но и стать заметнее с помощью светоотражающих элементов (фликеров).  
 

Выход есть

 
По данным ГИБДД России, если пешеходы имеют на одежде светоотражающие элементы, вероятность дорожно-транспортных происшествий с их участием снижается в 6,5 раза!
 
Без применения фликеров (или отражающих элементов) водитель видит пешехода лишь за 30-40 метров и подчас просто не успевает вовремя затормозить, чтобы избежать аварии.
 
Если же пешеход использует светоотражающие элементы, водитель видит его уже за 200 метров, а при включённом дальнем свете фар пешехода можно увидеть и за 350 метров.
 

Какие выбрать

 
Многое зависит от самих фликеров и того, где они расположены.
 
предоставлено ГИБДД
 
По словам старшего инспектора по особым поручениям Управления ГИБДД по Калининградской области Натальи Диденко, фликеры должны быть жёлто-зелёного либо белого цвета.
 
 
В остальных случаях (например, если фликер синий, красный или розовый), эффективность отражения сокращается. Покупая такие светоотражатели, надо проверять их эффективность. 
 
"Самый простой способ "бытового" определения световозвращающего материала — сфотографировать фликер на мобильный телефон со встроенной вспышкой, желательно с расстояния 3-5 метров. Если на фотографии потом видно отражение — значит, материал качественный", — отмечает Диденко.
 
По её словам, чем больше площадь световозвращателя, тем лучше, но она должна составлять не менее 25 квадратных сантиметров.
 
предоставлено ГИБДД
 
"Наиболее эффективные отражатели — как на костюмах сотрудников ГИБДД, то есть полоски на руках, ногах и туловище. Любое движение инспектора на дороге заметно водителям издалека", — отмечает Диденко.
 
По её словам, важно, чтобы калининградцы правильно использовали светоотражатели.  Недостаточно просто купить фликер — его нужно прикрепить на местах, заметных водителям. В идеале ребёнку стоит надевать специальный жилет, на котором есть светоотражающие полоски.
 
К примеру, в Европе производители детской одежды уже обязаны выпускать продукцию со светоотражающими элементами. В России на законодательном уровне это пока не закреплено. На круглом столе, посвящённом вопросам необходимости использования пешеходами в Калининграде световозвращающих элементов, уполномоченная по правам детей в регионе Татьяна Батурина предложила поддерживать на государственном уровне отечественные предприятия, которые будут выпускать детскую одежду со светоотражающими элементами.

Вместе с этим сегодня каждый калининградский школьный класс имеет по два светоотражающих жилета, который дети должны использовать в дни проведения массовых мероприятий. Об этом  Клопс.Ru рассказала заместитель директора по внеклассной работе школы № 25 Наталья Герасимчик. 

"Некоторые классы имеют комплект отражателей на каждого школьника, однако таких классов у нас пока немного", — добавила Герасимчик. 
 

Не детская игрушка

 
Светоотражатели нужны не только детям, но и взрослым — причём не только пешеходам, но и водителям.
 
"В Европе наличие жилета в машине является обязательным, и наши автомобилисты соответствуют зачастую этим стандартам", — отмечает Наталья Диденко.
 
Светоотражатели нужны автомобилистам в случае ЧП на дороге. Меняющего колесо водителя должно быть видно на трассе издалека.
 

Где купить отражатели и сколько они стоят

 
Сегодня купить светоотражатели можно в разных местах: они продаются на АЗС, в отделениях Почты России, в  различных детских магазинах и обычных супермаркетах. Встречаются даже раскладки с фликерами на ярмарках. Стоимость одного фликера начинается от 50 рублей. 
 
 
Однако светоотражатели можно получать и бесплатно. Сейчас Почта России проводит акцию, согласно которой любой купивший периодическое издание по цене от 100 рублей и выше бесплатно получает в подарок светоотражатель.
 

Вышел без фликера — штраф

 
В России с июля 2015 года начали наказывать пешеходов, которые двигаются по загородным дорогам без светоотражателей.

Согласно поправкам в ПДД, при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется (а вне населённых пунктов пешеходы обязаны) иметь при себе предметы со световозвращающими элементами.
 
За нарушение этого правила предусмотрен штраф в 500 рублей.
 
Согласно статистике ГИБДД, только с начала этого года было привлечено к ответственности более 200 нарушителей. 
Впрочем, наказания пока не сильно пугают жителей региона.
 
Согласно опросу, проведённому в группе Клопс.Ru в соцсети "ВКонтакте", только 4% респондентов признались, что носят светоотражатели регулярно. Ещё 7% респондентов ответили, что имеют отражатели, но не носят их. Треть планируют купить фликеры себе и членам своей семьи в ближайшее время. 17% калининградцев заявили, что никогда не станут носить такие "штуки", так как они не подходят к одежде.