17:21

Экспрессионизм, Хронос и киносъёмки: история Южного вокзала. Спецпроект Клопс.Ru "Осколки Кёнигсберга"

  1. Новости
Клопс.Ru продолжает спецпроект "Осколки Кёнигсберга" о приметах старого немецкого города, сохранившихся в Калининграде. Сегодняшняя наша прогулка состоится неподалеку от площади Калинина. Мы поговорим о бывшем новом Главном железнодорожном вокзале Кёнигсберга, а ныне — Южном вокзале Калининграда. Каждый из вас хотя бы однажды бывал в его стенах, отправлялся с его перрона и приезжал на него.
 
Новый Главный железнодорожный вокзал — Der neue Hauptbahnhof
 
Время строительства: 1919—1929 годы.

Адрес расположения: Königsberg, Reichsplatz, 13 — Калининград, Привокзальная площадь, ул. Железнодорожная, 13—25.

Архитектор: Г. Корнелиус. Скульптура над входом — Г. Брахерт.
 
Историческая справка

К концу XIX века Кёнигсберг стал важным узлом железнодорожной сети Восточной Пруссии и всей Германии. Железные дороги шли из Кёнигсберга в разных направлениях — в Центральную Германию, Польшу, Россию, Прибалтику — и обслуживались отдельными небольшими вокзалами. Однако главного вокзала, где сходились бы железные дороги разных направлений, в городе не было. В 1863 году в Кёнигсберге был построен старый Южный вокзал — с юга от Восточного вокзала на Kaiserstraße (ныне улица Полоцкая в районе вещевого рынка). После 1910 года вальные укрепления Кёнигсберга окончательно потеряли своё прямое назначение, и стало очевидно, что, несмотря на свою оторванность от основной территории Германии, город очень разросся.
 
Его транспортная система требовала срочной модернизации. Поэтому Кранцевский и Земландский вокзалы в результате реконструкции кёнигсбергского железнодорожного узла были заменены новым, более современным и вместительным Северным вокзалом. А тупиковые Восточный и старый Южный вокзалы — аналогичным новым Главным Южным вокзалом. Идея строительства нового Главного Южного вокзала Кёнигсберга появилась ещё в 1896 году, но конкретный план был готов только в 1914 году. Именно тогда дюссельдорфская фирма "Флендер" стала возводить стальные дебаркадеры длиной 178 метров. Однако его осуществлению помешала начавшаяся в том году Первая мировая война. В итоге сооружать его начали только в конце 1919 года, но из-за инфляции в послевоенной Германии строительство опять застопорилось и растянулось на долгие десять лет. Окончание строительства было завершено только 19 сентября 1929 года. Между двумя новыми вокзалами была построена соединительная железная дорога, проходившая по новому Райхсбанскому мосту через Прегель (ныне это двухъярусный мост через Преголю).
 
 
Архитектурное описание здания

Здание вокзала построено из клинкерного кирпича тёмно-красного цвета очень высокого качества с использованием железобетонных конструкционных элементов (железобетонные элементы не видны снаружи) и облицовано глазурованным лицевым кирпичом. Кирпич для вокзала — малого, так называемого ольденбургского формата — был изготовлен в знаменитом кайзеровском поместье Кадинен, близ Фрауенбурга-Фромборка (ныне это территория Польши; там производили красивый фаянс и плитку). Справа от входа сохранилась интересная решётка в стиле, который, как и стиль всего вокзала, является синтезом готических, конструктивных и экспрессивных моментов, а потому получил условное наименование "экспрессионизм". Он сформировался в начале 20-х годов, был одним их художественных выражений Веймарской республики, сочетая в себе функциональность и декоративность. В городе были и другие его примеры. Особенной декоративностью отличался тот фасад вокзала, который выходит на противоположную сторону, к поездам. Обычно пассажиры его не замечают, но любопытный эстет найдёт и оценит его решётчатую кладку и другие фигурные детали по достоинству.
 
Перроны вокзала были перекрыты дебаркадером (часть пассажирской платформы) длиной 178 метров и шириной 120 метров. Из здания вокзала к перронам вели два подземных перехода. Освещение вокзала было естественным: дневной свет падал через огромные окна. А стены тоннеля, ведущего к платформам, были облицованы специальной плиткой, впитывающей гарь, копоть и ионизирующей воздух. Внутри здания вокзала, справа на первом этаже, находились магазины, над ними — различные бюро железнодорожного управления. Слева размещались залы ожидания для 1-го и 2-го классов. Интересно отметить, что уже тогда было разделение залов ожидания для курящих и некурящих пассажиров. На каждом этаже имелось по дневному ресторану. На первом этаже располагалась большая кухня. В подвальном этаже — туалет, две парикмахерские, кегельбан и винный погребок ресторана.
 
Изюминкой главного входа в новый Южный вокзал являлась оригинальная скульптурная группа Хроноса (бога времени), сдерживавшего рвущихся вперёд коней (аллегория прогресса, скорости и связи). Её создал из очень твёрдого камня травертина кёнигсберский скульптор Герман Брахерт. К главному зданию нового Южного вокзала примыкала Привокзальная площадь (Reichsplatz). По своим размерам она была очень большой для Кёнигсберга, но с точки зрения тогдашних правил дорожного движения была спроектирована оптимальным образом. Перед фасадом самого вокзала и расположенного рядом административного здания были оборудованы остановки только для городских трамваев. Чтобы избежать пробок, трамвайные рельсы были проложены параллельно автомобильным уличным маршрутам, а в двух местах пересекали дорожное полотно со стороны боковых улиц. Также здесь были оборудованы пешеходные дорожки и стоянка такси, которая располагалась в некотором отдалении от остановки трамвая. Как вы знаете, преемственность остановки трамваев у Южного вокзала в виде традиции жила в нашем городе до 2010 года, пока не был закрыт последний действующий трамвайный маршрут до него.
 
 
Главный вокзал продолжал нормально функционировать до 21 января 1945 года. Именно с него в 1945 году из Кёнигсберга ушёл последний поезд на Берлин. Очевидцы утверждали, что это было жуткое зрелище: люди набивались в вагоны и тамбуры, создавая ужасную давку, которую пережили в итоге не все. В апреле 1945-го Главный вокзал штурмовали советские огнемётчики из резерва главнокомандующего 11-й армией. Все деревянные конструкции здания были выжжены дотла. Удивительно отметить, что в этой кровавой мясорубке смогла уцелеть скульптура бога времени Хроноса, усмиряющего коней на фасаде, работы Г. Брахерта. После войны её сначала аккуратно заколотили досками и в таком ужасном виде забыли почти на двадцать лет, пока в итоге она не была сколота у основания и безжалостно уничтожена. Впоследствии на её месте был размещён герб РСФСР образца 1936 года. На бывшей Reichsplatz был установлен памятник “Всесоюзному старосте” Калинину, в честь которого и был назван любимый нами Калининград. Новоиспечённую площадь Калинина украсили очень дорогими позолоченными люстрами, а оригинальную немецкую плитку замазали краской, а где и просто сбили, заменив обыкновенной.
 
В 1950—60-х годах территория и здание Южного вокзала часто превращалась в съёмочную площадку. К примеру, известный российский актёр Олег Янковский не раз вспоминал о том, что именно с нашего Южного началась его карьера в кино. Когда в 1965 году режиссёр Басов снимал фильм “Щит и меч” о советском разведчике Иоганне Вайсе, где юный Янковский дебютировал в роли эсэсовца Генриха Шварцкопфа, в первых кадрах действие разыгрывалось на железнодорожном перроне как раз разрушенного бывшего Главного вокзала Кёнигсберга.
 
Первая крупная реконструкция вокзала состоялась только в 2003 году. Были реконструированы внутренние помещения — кассы, зал ожидания и кафе. Фойе вокзала было украшено новыми люстрами и фонтаном, были облагорожены подземные переходы, ведущие к перронам. На фасаде и в фойе вокзала были установлены точные часы. Надпись на крыше вокзала заменили на новую — из стали с нитрид-титановым покрытием — силами производственного предприятия "Светлый дом". Главное, что общий архитектурный облик вокзала остался неизменным и легкоузнаваемым.
 
Сейчас Южный вокзал является символическими воротами Калининграда, через которые по железной дороге в Янтарный край России прибывают российские и зарубежные гости. Кассы дальнего следования оборудованы современной системой продажи билетов "Экспресс-3", с помощью которой пассажир может приобрести билет до любого города России и Европы. Единовременная расчётная вместимость вокзала — 1 650 пассажиров. Общая площадь здания — 15,3 тыс. кв. м.
 
 
Постановлением правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года № 132 комплекс зданий Главного железнодорожного вокзала получил статус объекта культурного наследия регионального значения.