13:00

Клод Пиното: «Я открыл Марсо и Аджани!»

  1. Новости


Про Кокто и ориентацию
Я – один из немногих оставшихся в живых людей, которые близко знали Жана Кокто. Работал ассистентом на шести его фильмах, мне было всего 22! Я всегда относился с уважением к его гомосексуальной ориентации, хотя сам – признаюсь – очень люблю женщин! Но при всем этом я им восхищался. И в его фильмах, и в его пьесах жила поэзия. И никуда нельзя было от нее деться. Он говорил: «Я нигде не ищу поэзию специально, я просто поэт». Знаете, бывают пчелы, опыляющие свой цветок. А есть цветы, не нуждающиеся в опылении! Но мои фильмы от лент Кокто сильно отличаются – это заметно сразу. Ведь я снимал комедии.

Про Учителя и кино из России
Алексей Учитель – великий русский режиссер. Мне оказали честь значиться вместе с ним со-президентами Пятого Фестиваля кино стран Евросоюза. Я видел немало его картин, среди них – «Пленный». А еще Алексей мне недавно показал первые отрывки из своей новой ленты «Густав». Это большая честь!
Еще из русских режиссеров я смотрел… Хм… Многих смотрел, многие нравились, но у меня большая проблема – я путаю имена. Хорошо хоть, я всегда знаю, как меня зовут – в кармане лежит удостоверение личности. Был недавно на фестивале в Нормандии, познакомился с отличным актером из России. А имени не помню в упор!

Про золотой век и урожайные годы
Что касается моего вкуса в кино: я ностальгирую по золотому веку. С 46-го по 80-й годы, за 30 лет, мир увидел расцвет настоящего мирового кино. Сейчас все уже другое. Мир меняется – с ним меняются и фильмы… Сложно сказать, что в какой-то стране с кино дело обстоит удручающе, а в какой-то – нынче самый пик. Кино – как хорошее вино. Оно зависит от урожая конкретного года. Удался урожай – удалось кино. Приезжаешь в Канны, например. Там бывают и хорошие, и плохие картины. И бывает, что все как бы «не очень», а приз-то надо кому-то вручать! И тогда на безрыбье – сами понимаете – дают и тем, кто не особо того заслуживал. Не могут же никому не дать? Но считается, что если на фестивале есть 50 картин, то хотя бы одна из них будет достойной. Тут важен отбор этих 50.

Про девочку Софи

Я стал известен после картины «Бум» – этакого сентиментального портрета французских подростков. Его прокатили в 80 странах мира – дошел даже до Японии. И все были уверены, что кино снял молодой парень, а не старик. Очень удивлялись, когда видели меня: как такой возрастной дяденька смог сделать кино о юности? Да просто я сам в 13 лет любил одну девчонку. Ей было 12. Я сходил с ума и писал ей поэмы! Фильм отобразил мои юношеские переживания, атмосферу первой любви.
В этой ленте дебютировала Софи Марсо. Мы долго искали героиню. В кастинге участвовало 5 - 7 тысяч девочек. Я не шучу. Они приходили с родителями, пели, танцевали. Мы нашли множество ребят на второстепенные роли – но главное место пустовало. И через месяц пришла она, Софи, с отцом. Она держалась поодаль и не старалась очаровать. Была хороша собой. Позже я познакомился с ее семьей, жившей в бедном пригороде Парижа. Снял с ней три фильма – «Бум», «Бум 2» и «Студентку». Сейчас-то она настоящая звезда мировой величины, и есть в этом моя заслуга! Два месяца назад я обедал с Софи – она восхитительна. Но повзрослела сильно. 17 ноября у нее будет день рождения – и я буду как всегда на протяжении 30 лет звонить и поздравлять. Это уже традиция.

Про настройку «антенн»
Я ведь открыл еще и Изабель Аджани. Верите? Она играла какие-то мелкие роли, снималась в телеспектакле. Я увидел ее по телевизору и остолбенел. Тут же нашел ее телефон, позвонил – и попал на отца, он работал в автосервисе. Что я узнал? Что ей 18 лет, что она уехала в Нормандию на каникулы и вернется только через месяц. Досада! Я объяснил ему, что я хочу, – и на следующий день девушка была у меня. Предложил ей сняться в «Пощечине» и нагло так заявил: «Только условие: ты должна мне понравиться!». На что она мне смело ответила: «Ты мне тоже должен». И была права. Актриса всегда должна чувствовать, что любима режиссером. Иначе не будет искры. Настоящие актрисы всегда связаны с режиссерами невидимой антенной.

Про начало и конец
Был такой человек Александр Мушкин – продюсер, эмигрант из России. Благодаря ему я познакомился с женой, с Кокто и с кино. Он мой духовный отец. Я был еще мал, но он обратил свой взор на меня, помог пробиться. С ним я познал киноремесло, побывал в Гонконге, Неаполе, Америке. В Гонконге познакомился с женой, и Саня был свидетелем на моей свадьбе. Сейчас он уже мертв, на похоронах присутствовали многие, в том числе я и Жан-Поль Бельмондо – ближайшие друзья. Это было интимное действо с русскими скрипачами и аккордеонистами, переворачивавшими душу…
Мне 84. Я слишком стар, но жизнь меня еще не отпускает. Продюсеры нынче пошли другие – они не желают платить за сценарии, хотят, чтобы все делалось бесплатно. А ведь самая важная вещь в кинопроизводстве – именно сценарий. Любой может снимать кино! А на написание хорошей истории уходят годы. Но ощущение, что сегодня этого никто не понимает, – побольше бы было спецэффектов.
Сейчас я циркулирую от фестиваля к фестивалю. Еще, бывает, пишу книги, их потом награждают и отмечают критикой. Каждый год точно езжу на 10 одних и тех же фестивалей. Это все возраст. Пришло время, когда меня просто зовут и почитают за мои старые заслуги, а я уже ничего и не снимаю.


Только факты
• Начинал как ассистент режиссеров Анри Вернея и Клода Лелуша (так, Пиното был соавтором сценариев к таким фильмам Лелуша, как «Негодяй» и «Человек, который мне нравится»)
• Первый собственный фильм «Молчаливый» поставил в 1973 году в возрасте 48 лет
• Работал с такими известными артистами, как Лино Вентура, Ив Монтан, Изабель Юппер, Филипп Нуаре, Венсан Перес, Софи Марсо, Изабель Аджани, Анни Жирардо
• Самые известные ленты – «Бум», «Бум 2», «Студентка», «Пощечина», «Награда доктора Шутца»
• Член Общества друзей Жана Кокто