12:52

В трамваях Калининграда билеты продавали роботы, которых мастерили юные техники

  1. Новости

 

Я смутно помню времена своего раннего детства, когда космонавты летали в космос, страна семимильными шагами шла к коммунизму, а вокруг всё автоматизировалось. На улице, как сейчас банкоматы, стояли автоматы по продаже спичек, карандашей, газет, билетов спортлото и газировки. Но робот в трамвае запомнился чётко. Хотя детей до семи лет в трамваях катали бесплатно, мы с братом раскручивали родителей копеек на тридцать, пока от Южного вокзала доезжали до зоопарка. Уж очень забавно было получать билет от железного кондуктора, который, кстати, объявлял металлическим голосом остановки.
Потом в городе появились новые трамваи из Чехии, роботов поставили на маршрут № 3. Там они просуществовали недолго. Шаловливые дети и буйные пассажиры доконали электромеханическое чудо.

 

Сегодня сохранился единственный экземпляр трамвайного робота той серии «Нептун». Он одиноко стоит в областном историко-художественном музее в зале послевоенного периода. Пожилые смотрительницы вспоминают, что было ещё два подобных робота.

 

- Одного, говорят, подарили детскому лагерю «Артек». Судьба другого - «Андрюши» - неизвестна, - рассказывают музейные бабушки. – А наш стал лучшим роботом на выставке ВДНХ в Москве в 1967 году.

 

Кто конкретно создавал робота-кондуктора, история умалчивает. Областной центр юных техников прекратил своё существование. Читатель «Вечернего трамвая» Сергей Фёдоров сообщил, что один из создателей робота-кондуктора преподавал электротехнику в Калининградской морской школе ДОСААФ.

 

Кстати, после роботов в трамваях и троллейбусах стояли механические кассы с рычагами и выбивали билеты, потом их сменили другие аппараты (билеты надо было выкручивать). Но несознательные пассажиры бросали вместо нужной суммы мизер или вовсе отрывали билет бесплатно. Кассы сменили компостеры. Но с началом перестройки сознательность масс устремилась к нулю, все хотели ездить «зайцем». Проезд подорожал. Пришлось вводить в штат трамвайно-троллейбусного управления живых кондукторов.

+303
Смотреть
график