11:08

В центре Светлогорска семья "афганца" вдевятером живёт на 16 "квадратах"

  1. Новости
Администрация Светлогорска подала иск на выселение двух семей, живущих в самом центре курортного городка. Власти мотивируют своё требование тем, что дом находится в аварийном состоянии, а семьи отказываются въезжать в предложенную им квартиру.  
 
В небольшом домике на ул. Островского две квартиры. Одну из них занимает большая семья Надежды Неймышевой. Вернее, две семьи. Девять человек, включая четверых детей, ютятся в комнате площадью около 16 квадратных метров. 

Поверили на слово 

Надежда родилась в Светлогорске и живёт здесь всю свою жизнь. В этом самом доме на свет появились три её дочери. Младшая учится и работает в Москве. Средняя, Евгения, вместе с мужем растит сына, а старшая, Ольга, — троих  ребятишек, самой маленькой девочке всего несколько месяцев. Оля вернулась в родной дом в прошлом году, после того как семейная жизнь не сложилась. Родня вздохнула, подвинулась, и между диванами удалось втиснуть коляску, где спит малышка. Не бросать же своих…
 
 
Этот дом находится в самом сердце Светлогорска 
 
"Если бы вы знали, как мы живём, — чуть не плачет Надежда. — Дети, бедные, по очереди делают уроки, стол всего один. Мне иногда и домой идти не хочется, так устала от тесноты". 
 
По её словам, она собиралась приватизировать квартиру, но тогдашний мэр Светлогорска Сергей Рудобелец отговорил: зачем, мол, тебе такая морока, жильё ведь на ладан дышит.  И пообещал расселить Неймышевых и Хабаровых по двум квартирам в строящемся доме на ул. Яблоневой, 3. "Трёшка"  и "двушка" — об этом можно было только мечтать! 
 
Это было в 2008-м, а в следующем году Рудобельца сняли со скандалом. При новых властях размер обещанного жилья для восьми человек "усох" до 50 "квадратов". Чиновники ссылались на постановление пленума Верховного суда, где говорилось, что, если человек переселяется из ветхого жилья, он не может рассчитывать на улучшение жилищных условий. Двухкомнатную квартиру предложили только Надежде, и она вновь стала ждать. 
 
Семья терпела тесноту, ремонтировала свою лачугу, растила детей и не хотела верить в то, что власти просто тянут время и обманывают их. 
 
"Ко мне приезжали люди и предлагали новое жильё, если администрация предоставит в аренду земельный участок под нашим домом. Но им отказали. Представляете, сколько стоит земля в центре Светлогорска? Каждый сантиметр на счету. Вот снесут нас и построят гостиницу какую-нибудь", — говорит Надежда.    

30 лет в очереди      

Муж Евгении Радий Хабаров тоже коренной светлогорец. 18-летним мальчишкой воевал в Афганистане и встал на очередь на жильё сразу после возвращения со срочной службы — как ветеран боевых действий. Тогда, в конце 80-х, он был третьим в очереди. Спустя 30 лет — 46-м.  
 
Жизнь сложилась так, что он поселился в квартире тёщи и там же прописался. По документам они с Женей являются отдельной семьёй, но власти не принимают это в расчёт. 
 
 
Радий Хабаров с сыном Глебом
 
Человек скромный, Радий ждал обещанного жилья. И в 2015 году дождался: администрация Светлогорска объявила, что готова предоставить жилплощадь для переселения. Целых 31,6 кв. м. На 9 человек. 
 
Неймышевы и Хабаровы отказались, и администрация подала в суд иск на принудительное выселение. 
 
"Местным чиновникам всё равно, в каких условиях живут дети, пенсионерка, ветеран боевых действий, они занимаются отписками. Доходит до абсурда: присылают один и тот же ответ на мои обращения, но с разными датами, — говорит Радий Хабаров. — Я подал в суд, на который меня ни разу не пригласили, и юрист проиграл дело. Думаю, что он действовал в интересах местной администрации. Я потерял надежду обеспечить жильём свою семью. Мне предлагают выплату в сумме 578 520 рублей, которых не хватит даже на первоначальный взнос по ипотеке". 
 
По словам заместителя председателя правления регионального "Союза боевых друзей Афганистана" Виктора Деревянченко, Радий Хабаров стал заложником не только недобросовестных чиновников, но всего российского законодательства в целом.
 
"Мы давно пытаемся убедить областную думу в том, что нужно менять "Закон о ветеранах", который гарантирует субсидии на жильё только самим ветеранам без учёта их семей. "Афганцам" сегодня положено от государства 18 квадратных метров за те самые 600 тысяч рублей, участникам Великой Отечественной войны увеличили до 36, — говорит Виктор  Деревянченко. — И если офицеры, контрактники получают жильё по линии Минобороны, то те, кто служил рядовыми, сержантами, остались не у дел. В Калининграде был вопиющий случай: одинокий "афганец" имел сертификат на эти 18 "квадратов" и умер, так и не дождавшись жилья. В России есть около 20 категорий граждан, которых государство обязано обеспечить жильём определённого стандарта, учитывая состав семьи. "Афганцы" в этот список не входят".
 
Виктор взялся представлять в суде интересы семьи Хабаровых и намерен обращаться к уполномоченному по правам ребёнка и в другие инстанции. "Вы представляете — вселить в 30 квадратных метров четверых разнополых детей? Я считаю, что это нарушение их прав. Мы будем бороться", — пообещал Деревянченко.
 
Очередное заседание суда должно было состояться 15 февраля — в годовщину окончания вывода советских войск из Афганистана. Словно в насмешку над Хабаровым, оно вновь было перенесено.