12:10

Под грифом "секретно": как в Калининградской области ловят шпионов

  1. Новости
Большинство шпионских дел остаются тайной для простого человека. Шпионов и государственных изменников он видит изредка в кино и документальных фильмах. Но только за последние полгода стало известно о четырёх пойманных в Калининградской области шпионах. Такого не было со времён Холодной войны. Трое из задержанных - бывшие военные. Одного уже осудили на 12 лет строгого режима за государственную измену. Журналист "АиФ-Калининград" узнал, за какие проступки человека могут обвинить в государственной измене, и что из себя представляют реальные шпионские дела.

Прикрывались историей

 
Самый свежий случай: на двух калининградцев - бывших военнослужащих - вышли спецслужбы Литвы и Латвии. Иностранцы подружились с россиянами на почве поисковой деятельности. Наших копателей - действовали они нелегально - интересовали предметы Первой и Второй мировых войн. Для латышей и литовцев же раскопки были только прикрытием. Они владели информацией о тайниках, оставленных жителями Восточной Пруссии перед депортацией, и щедро делились ею.
 
Как-то прибалтийские друзья попросили калининградцев найти старые карты, касающиеся расположения военной техники (танков, вертолётов) и вооружения, а также инфраструктуры связи Балтийского флота. Обещали денежное вознаграждение. Поисковики утверждают, что ничего не заподозрили. Карты ведь старые. Всё, что требовалось, нашли через знакомых по службе. То, что документы имеют гриф «Ограниченный доступ», наших копателей не смутило. И в голову не пришло, что их в тёмную используют спецслужбы. Передача не состоялась - вмешались сотрудники ФСБ.
 
Если бы несостоявшиеся шпионы успели передать данные, их бы судили по 275-й статье «Госизмена». А там срок серьёзный: от 12 до 20 лет. Но повезло: отделались официальным предостережением.
 
«С одной стороны, всё это выглядит несерьёзно, а с другой, возможно, иностранцы зондировали почву. Если бы получилось с этими картами, следующее задание было бы более содержательным, - говорит исполнительный директор ассоциации поисковых отрядов «Память» Александр Будаев. - Наш анклав окружён, можно сказать, условным противником. Поэтому и изучают нас тщательно. Причём здесь ставку сделали на людей, которые изначально не дружат с законом - «чёрных» копателей. Это бывшие военнослужащие, у них военное образование. Они знают, что такое секреты, которые составляют гостайну. Не случайно за картами обратились к поисковикам. Мы работаем с архивными материалами, которые уже не являются секретными. Но есть много способов сделать привязку к современной территории. В том числе спутниковые съёмки, плюс дополнительные сведения и точные расстояния, которые могут сообщить люди, работающие на местности».
 
Читайте дальше на сайте АиФ.