17:30

Сергей Бояркин-АЭС изначально замысливалась как интернациональный проект

  1. Новости

Экспорт по трем направлениям

 - Сергей Александрович, в Литве существует мнение, что Калининградская область не нуждается в энергии с Балтийской АЭС. Насколько справедливы такие утверждения? После строительства и ввода в эксплуатацию ряда мощностей в области, которые, согласно планам до 2016 года, дадут столько электроэнергии, что никакой АЭС не надо. Зачем тогда строите?

- Нет, это не так. К моменту ввода в эксплуатацию второго блока ТЭЦ-2 возможности обеспечения энергопотребления области за счет обоих блоков будут исчерпаны. Поскольку реально прогнозируется, что к 2016 году потребности Калининградской области в электроэнергии будут существенно превышать 1 ГВт, а суммарная мощность ТЭЦ-2 – 900 МВт. Других современных источников электроэнергии в Калининградской области на сегодняшний день нет, и до 2016 года они не появятся.

- Тем не менее, после завершения строительства Балтийской АЭС столько электроэнергии Калининградской области не надо. Куда планируется поставлять избыточную электроэнергию?

- Из производимой двумя блоками электроэнергии мощностью не менее 2,3 МВт примерно треть, по нашим оценкам, будет потребляться Калининградской областью, а две трети мы намерены экспортировать по трем направлениям: первое – это Литва, Латвия, Эстония, второе – Польша, третье – Германия. При этом рассматриваются два варианта доставки электроэнергии на север Германии: первый – через территорию Польши, второй – строительство по дну Балтийского моря подводного кабеля, который будет проходить параллельно трассе газопровода Nord Stream. Это позволит использовать инфраструктуру Nord Stream, что в свою очередь даст возможность существенно снизить стоимость проекта. В том месте, где газопровод выходит на территории Германии, это бывшая территория ГДР, и планировалось строительство большой атомной электростанции. Таким образом, сейчас там подведена вся необходимая техническая инфраструктура, и выход в этой точке позволит сразу попасть в сеть Германии без дополнительных затрат.

- На каком этапе сейчас находится реализация проекта?

- Мы завершили полный комплекс изыскательских работ и разработку первой проектной стадии, которая называется обоснованием инвестиций, выполнили предварительный отчет по обоснованию безопасности и на базе этих документов запустили процесс оформления лицензий, которые надеемся получить к концу этого года. После этого у нас появится право начать выполнение подготовительных работ на площадке – ориентировочно в январе следующего года.
Одновременно мы завершаем проектирование – технический проект атомной станции должен быть готов примерно в октябре. Соответственно, лицензию на сооружение АЭС планируем получить к концу июня. И с 1 июля 2010 года мы начнем строительные работы.

 

Ищут инвесторов

 - В российских СМИ неоднократно упоминалось, что Россия готова продать часть акций иностранному инвестору, но контрольный пакет оставит себе. Может ли Литва выкупить 49% акций Балтийской АЭС?
- Именно этим и знаменательна Балтийская АЭС. Это первый проект такого рода на территории России, в который будет допущен частный инвестор. Он может рассчитывать на 49% акций. Предварительную заинтересованность в инвестициях в этот проект высказали уже несколько крупных энергетических компаний Европы. Я не буду называть даже страны, поскольку сразу станет понятно, что это за компании. Отмечу лишь, что решение о том, кто станет инвестором, пока не принято – потенциальному инвестору необходимо предоставить достаточно большой объем информации. А это возможно только после завершения стадии технического проектирования, то есть примерно в октябре. После этого у нас появится возможность вести предметный разговор, строить графики финансирования и выходить на подписание документов. При этом, подчеркиваю еще раз, мы открыты для любых европейских инвесторов, в том числе – из Литвы. На самом деле мы были бы крайне заинтересованы в привлечении в этот проект именно литовских компаний. Нам интересно, чтобы в проект инвестировали компании тех стран, на территории которых мы планируем продавать электроэнергию. Инвестировать, кстати, можно не только в АЭС, но и в сети, через которые будет выдаваться электроэнергия. Я думаю, что для литовских компаний вложения капитала в сбытовую инфраструктуру были бы логичными. Более того, создание нормальной сетевой структуры на территории Литвы без участия литовских компаний не очень правильно и маловероятно.

 

Безопасность проверена временем

 - Некоторые экологические движения убеждают население, что АЭС на базе реакторов ВВЭР устарели. Они утверждают, что базовому проекту уже более 50 лет. Как вы это прокомментируете?
- Двигатель внутреннего сгорания был разработан Даймлером и Бенцом почти сто лет назад, базовый дизайн этого двигателя с тех пор не изменился. Говорить на этом основании, что автомобиль «Мерседес» небезопасен, глупо. Реакторы под давлением типа ВВЭР – это доминирующий в мире тип реакторов, в России они называются ВВЭР, в мире – PWR. Подавляющее количество реакторов в мире построено именно по этому проекту, принципиальные схемы российского реактора и, скажем, европейского очень похожи. Базовая конструкция ВВЭР-1000 была разработана достаточно давно, она прошла апробацию на большом количестве блоков, построенных как в России, так и в странах бывшего соцлагеря. Кстати, большинство АЭС в Украине работают на реакторах этого типа, а Украина почти половину электроэнергии вырабатывает на АЭС, что позволяет ей иметь конкурентоспособную тяжелую промышленность. Прежде всего, за счет дешевой атомной электроэнергии. Кроме того, эти реакторы эксплуатируются на территории Евросоюза и не могут не отвечать современным требованиям по безопасности. Технологии активно развиваются, на сегодняшний день мы говорим об эволюционном проекте, который создан на базе проверенных временем, референтных технологий. Эти технологии доказали свою работоспособность, надежность, а также заложенные в них высокие параметры безопасности. То есть проект АЭС-2006, по которому будет строиться Балтийская АЭС, по системам безопасности ушел очень далеко от тех проектов, по которым строились АЭС в Советском Союзе. Первоначально существовал проект В-320, по такому проекту были построены Запорожская и Балаковская АЭС. А это на сегодняшний день, наверное, самые эффективные станции в мире. Имеется в виду по эффективности и себестоимости электроэнергии. Следующим этапом развития стал проект АЭС в Тяньване, на сегодняшний день он признан авторитетными международными организациями одним из самых безопасных в мире. На базе проекта Тяньваньской АЭС был разработан в 2004 году проект 9199, усовершенствованный с учетом появившихся дополнительных требований Евросоюза. Этот проект был представлен на тендер в Финляндии, который проходил в 2004 году, прошел все конкурсные процедуры и был допущен к тендеру. Условием допуска к тендеру стало соответствие европейским требованиям к безопасности. Позднее мы выиграли тендер в Болгарии, также являющейся членом Евросоюза. Проект АЭС-2006 является эволюционным развитием именно этих проектов. С точки зрения систем безопасности, он еще более «продвинут», чем Тяньваньская АЭС и АЭС в Белене. В России по этому проекту, кстати, уже ведется строительство двух энергоблоков в г. Cосновый Бор Ленинградской области. Собственно, Балтийская АЭС будет фактически копией Ленинградской станции, за исключением привязки к месту.

- В литовских СМИ появилась информация, что Балтийская АЭС будет строиться под международными воздушными коридорами. При этом говорилось, что станция рассчитана на падение самолетов весом 20 тонн, а сейчас такие не летают. Так ли это?

- Действительно, в этом районе проходят несколько воздушных трасс, но ведь и в Европе везде проходят трассы воздушного движения! Тем не менее НИИ аэронавигации провели расчеты вероятности падения самолета на территорию площадки Балтийской АЭС. Эти расчеты показали, что такая вероятность составляет менее одного события в десять миллионов лет. Нормативы же требуют учитывать при проектировании АЭС вероятность падения самолета, если вероятность составляет более 1 раза в 1 миллион лет. Второе нормативное требование – станцию не рекомендуют строить в радиусе семи с половиной километров от аэропорта, потому что авиапроисшествия, к сожалению, случаются наиболее вероятно на стадии взлета и посадки. До ближайшего аэропорта от станции – более 50 километров. Таким образом считать место размещения Балтийской АЭС опасным с точки зрения вероятности падения самолета поводов нет.
Примечательно, что расчеты ведутся, исходя из представлений о так называемом твердом теле (это понятие из физики), которое падает с определенной скоростью. Самолет не является абсолютно твердым телом. Я ознакомился в чешском «Энергопроекте», в Праге, с результатами их смоделированной ситуации с падением на АЭС (с реактором ВВЭР-1000) большого Боинга-747. Моделирование, в котором были учтены все особенности самолета, показало, что станция устойчива к такому падению. Из всего самолета наиболее твердыми телами являются двигатели, но их масса далеко не 20 тонн. Кроме этого, хотел бы это подчеркнуть, что станция имеет ряд рубежей защиты. Контаймент, то есть железобетонная оболочка – это внешний рубеж защиты, внутри оболочки находится атомный реактор, а это высокопрочное изделие из высокопрочной стали с толщиной стенки 400 миллиметров. Для сравнения: броня танка в несколько раз тоньше. Таким образом, даже разрушение оболочки не означает разрушения корпуса реактора.

Экология и энергобезопасность

- В нашей стране беспокоятся, что соседство с таким объектом, да еще в десяти километрах от Литвы, существенно изменит экологическую ситуацию. Где точно будет построена станция, и насколько она может повлиять на экологию?
- Станция строится в Неманском районе, примерное расстояние до границы с Литвой составляет 15 километров. Современные атомные станции имеют санитарно-защитную зону радиусом 800 метров от реакторного отделения. То есть санитарно-защитная зона станции находится в пределах периметра промышленной площадки атомной станции. В соответствии с методиками МАГАТЭ, по каждой станции проводятся расчеты самых тяжелых аварий, вероятность которых менее чем одно событие на 10 миллионов лет. Так вот даже в случае аварии радиус территории, с которой необходима эвакуация, составляет те же 800 метров. Это обусловлено тем, что на АЭС предусмотрено устройство локализации расплава активной зоны. Это ловушка впервые была применена на станции в Китае. Именно поэтому Тяньваньская АЭС считается беспрецедентно безопасной. Такая же ловушка предусмотрена на Ленинградской АЭС-2 и на Балтийской АЭС.
Нужно понимать, что системы безопасности являются наиболее дорогостоящими элементами станции, на них приходится до 40 процентов стоимости всего объекта. Атомная энергетика вынесла очень серьезные уроки после Чернобыля: были ужесточены требования к безопасности, была изменена сама концепция безопасности. Теперь предусмотрена защита от действий персонала, который умышленно или неумышленно может совершить действия, ведущие к развитию аварии. Алгоритмы всех систем безопасности составлены таким образом, что любая попытка отключить какую-либо систему безопасности вызывает ее срабатывание. То есть если персонал захочет отключить систему безопасности, станция будет заглушена. Такие же алгоритмы сейчас заложены в действующие и строящиеся АЭС. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что наши станции – одни из самых безопасных в мире.
И раз уж мы заговорили о безопасности, не нужно забывать о том, что любая электростанция, работающая на органическом топливе, выбрасывает в атмосферу радионуклиды, которые содержатся в этом органическом топливе. Угли тоже радиоактивны, и при сжигании это все выбрасывается в атмосферу. Поэтому с точки зрения радиоактивности, любая тепловая станция более экологически вредна, нежели АЭС.

- Предположим, что литовские власти будут серьезно рассматривать возможность инвестирования в Балтийскую АЭС и откажутся от собственной станции. Не значит ли это, что Литва станет еще более зависима от России?

- Литва и так уже полностью зависит от поставок российского газа и нефти, если к этому прибавить еще и электроэнергию, то об энергетической независимости Литвы речи быть не может. Как вы прокомментируете подобные опасения? Какие могут быть гарантии, что Россия в один день, в случае несогласий стран по ряду политических вопросов, не «вырубит рубильник» Балтийской АЭС, а Литва не окажется без электроэнергии? В Литве существует устойчивое мнение, что Россия уже однажды наказала Литву за несговорчивость, прекратив прокачку нефти по нефтепроводу «Дружба» и сославшись на аварию, которую с 2006 года так никто и не стал устранять.
- Если Литва станет основным потребителем электроэнергии, то дернуть за рубильник будет равносильно остановке блока. Ни одна эксплуатирующая организация не пойдет на прямые убытки. Кроме того, сетевая инфраструктура будет начинаться прямо на территории станции, и именно туда мы собираемся приглашать инвесторов, возможно, литовских. Таким образом, этот пресловутый рубильник может быть в совместной собственности. Вместе с литовскими компаниями мы будем следить за сетевым хозяйством, вместе его ремонтировать, чтобы не возникало никаких технических причин лишить Литву электроэнергии. Мы же будем совместно владеть и сетями, и станцией – выбор бизнеса зависит от литовских инвесторов. Мы приглашаем инвесторов, потому что Балтийская АЭС изначально замысливалась как интернациональный проект. Было бы наивно надеяться, что нас пустят на чей-то рынок, если мы не пустим инвесторов к себе в бизнес.
Сегодня мы разрабатываем варианты схем выдачи мощности. Сейчас их уже более 10, все варианты учитывают Калининградскую область и три направления, о которых мы уже говорили. Эти варианты будут обсуждены на техническом совещании, которое пройдет в середине августа в Светлогорске. На это совещание мы пригласили энергетические компании Литвы, Польши, Германии. В нем также будут принимать участие представители Росатома, Министерства энергетики, концерна «Энергоатом», «Интер РАО», системного оператора. Мы будем обсуждать технические аспекты реализации проекта Балтийской АЭС. В итоге появятся варианты использования мощности Балтийской АЭС, наиболее предпочтительные будут детально просчитаны уже как инвестпроекты. После этого мы будем готовы к обсуждению инвестиционных соглашений.

- Когда предполагается завершение проекта?

- В соответствии с нашим сетевым графиком, первый блок вводится в эксплуатацию в 2016 году, второй – в 2018 году. На сегодняшний день мы идем с некоторым опережением графика. Мы сориентированы на 2016 год, потому что, по оценкам экспертов, в том числе европейских, есть все основания предполагать, что макрорегион, в котором находится Калининградская область, после 2015 года будет энергодефицитным. Это, во-первых, связано с остановкой Игналинской АЭС, а во-вторых, согласно Киотскому протоколу, ряд энергетических предприятий будет выведен из эксплуатации, поскольку они очень плохи с точки зрения выбросов парниковых газов.